Большой Шаушпильхаус


Большой Шаушпильхаус (нем. Großes Schauspielhaus) — ныне несуществующий известный театр в центральном берлинском районе Митте, где ставились ревю, оперетты и другие музыкальные представления. По заказу возникшего в 1917 году объединения немецких национальных театров (нем. Deutschen Nationaltheater AG) в 1918—1919 годы здание строилось на улице Шифбауэрдамм (нем. Schiffbauerdamm). Театр дважды менял своё название до сноса здания в 1985 году[1].

В 1865—1867 годы архитектор Фридрих Гитциг, ученик лидера «романтического историзма» Карла Шинкеля, построил в центре Берлина большой рыночный павильон (нем. Markthalle) на улице Шифбауэрдамм (нем. Schiffbauerdamm) по правому берегу Шпрее.

Из-за строительства в конце XIX века транспортного узла на Фридрихштрассе владелец цирка Эрнст Якоб Ренц был вынужден искать новое место для представлений, и по его заказу крытый рынок был переоборудован в «Цирк Ренца» (нем. Circus Renz), который вмещал 5600 зрителей[2]. В цирке Ренца дебютировал наездником Альберт Саламонский[3], выступал здесь и «Schumann Circus».

В 1910—1918 годах на цирковой арене ставил представления театральный режиссёр и актёр Макс Рейнхардт, который с 1914 года поднимал вопрос о перестройке здания цирка в оригинальный современный театр. Реализация этого плана стала возможной только после окончания Первой мировой войны[4].

Архитектор-модернист Ганс Пёльциг при первой встрече с Максом Рейнхардтом нарисовал на бумажной салфетке фасад театрального здания. Удивительным стало то, что построенное в минимальные сроки сооружение по виду мало чем отличалось от нарисованного на салфетке[4][5].

Автору проекта Гансу Пёльцигу переустройство театрального здания принесло европейскую известность. Потолок в виде купола над зрительным залом на 3200 мест архитектор украсил тысячами гипсовых сосулек, чтобы улучшить акустику театра. Зрительный зал театра, оформленный Гансом Пёльцигом в стиле экспрессионизма, получил устоявшееся название «Сталактитовая пещера». Колонны в фойе театра притягивали внимание причудливой формой и игрой света[4][6][7][8][9][10].