Борьба униатов и православных


Борьба униатов и православных — острое, подчас кровавое[1] межконфессиональное противостояние в западнорусских землях, вспыхнувшее после заключения Брестской церковной унии 1596 года между грекокатолическим духовенством и властями Речи Посполитой, с одной стороны, и широкими массами[2] православных шляхты, горожан, крестьян, казаков и православным духовенством, с другой стороны. Активная фаза конфликта завершилась в 1633 году признанием православной церкви со стороны польско-литовских властей и возвращением ей части изъятых храмов и имущества. В последующие десятилетия, тем не менее, православные вновь подверглись притеснениям на территории Речи Посполитой (диссидентский вопрос), приведшим к широкому распространению униатства. В результате разделов Речи Посполитой и Полоцкого церковного собора 1839 года униатство на территории Российской империи было упразднено, однако сохранилось в австрийской Галиции.

Брестскую унию 1596 года признало большинство иерархов Киевской митрополии, но простые священники и миряне во главе с двумя иерархами и князем Константином Острожским не поддержали идею объединения с католиками. Однако их мнением никто не интересовался, так как и польские власти, и православные епископы считали, что по принятии Унии каким-либо пастырем униатской автоматически становится и его паства, а в собственность к униатам в этом случае должны перейти и земельные владения соответствующего храма или монастыря. Таким образом, борьба, разгоревшаяся между православными и униатами в конце XVI — начале XVIІ века в Киеве, имела не только идеологический, но и экономико-политический контекст.

В этой борьбе закон находился на стороне униатов, чьи права на собственность подкреплялись привилегиями короля Сигизмунда III. Униатские наместники и деятели пользовались ими в судебных разбирательствах против церковных и мещанских структур, отказывавшихся принять Унию. «Цивилизованные» униатские методы встречали стихийное сопротивление православных народных масс, на стороне которых не было закона и которым приходилось опираться на единственную реальную нелегитимную силу — казаков, которые во многих случаях не давали униатам реализовать свои «права», а слишком резвых поборников закона просто убивали.

Киевская митрополия считалась униатской, поскольку к Унии присоединился сам митрополит Михаил Рогоза. Предусматривалось, что подчинённые Рогозе киевские священники также автоматически признают Унию, однако этого не сделали ни главные монастыри Киева, ни большинство священников, ни миряне во главе с войтом Яцеком Балыкой. Особую стойкость продемонстрировала Киево-Печерская лавра и её игумен Никифор Тур. Преемнику Рогозы Ипатию Потию также не удалось сломить сопротивление печерских монахов. Наконец, король признал поражение и в 1603 году официально освободил Лавру от униатской юрисдикции, утвердив архимандритом Елисея Плетенецкого.