Диссидентский вопрос


Диссидентский вопрос (польск. sprawa dysydentów) — вопрос дискриминации некатолического населения в Речи Посполитой, осложнявший её отношения с другими европейскими державами на протяжении XVIII века. Особое значение в международных отношениях он приобрёл в 1760-х годах, когда стал причиной или поводом для вмешательства России и Пруссии во внутренние дела государства. Обострение диссидентского вопроса привело к усилению зависимости Речи Посполитой от внешних сил, направлявших свои усилия на недопущение реформ парализующего её государственного строя (в частности, права «liberum veto»). Усиление кризисных тенденций в Речи Посполитой сыграло главную роль в её упадке и дальнейшей ликвидации.

Диссидентами (от лат. dissidens — несогласный, расходящийся) в Речи Посполитой называли приверженцев кальвинизма, лютеранства, социниан (их же называли арианами), анабаптистов, квакеров, меннонитов, а после 1596 года униатов и православных[1].

До этого католики в связи с состоявшимся в 1054 году Великим разделением церквей (Великой схизмой) относились к православным как к схизматикам (раскольникам), врагам Креста[2], которые даже ставились на один уровень с сохранявшимися в то время литовскими язычниками[3], что выражалось в призывах[2] и организации[4] крестовых походов одновременно как против литовских язычников, так и против русских схизматиков[2], в повторном крещении (перекрещивании) православных христиан в католичество[5].

14 августа 1385 года между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским была заключена Кревская уния, положившая начало образованию польско-литовского государства. Соглашения предусматривали брак великого литовского князя Ягайло и одиннадцатилетней дочери Людовика Венгерского Ядвиги (которая 15 октября 1384 года была коронована на польский престол) и коронацию Ягайло королём польским, для чего Ягайло должен был креститься из православия в католичество, обещал, что его братья, родственники и вся знать примут католичество а также давал слово «навеки воссоединить свои собственные земли — Литву и Русь — с короной царства Польского». 15 февраля 1386 года Ягайло, будучи православным христианином под именем Яков, был перекрещен в Кракове в католичество под именем Ладислас (Владислав). Вслед за королём крестились его родственники и большая часть двора. 18-го Ягайло женился на королеве Ядвиге; 4 марта он был коронован. Из родных и двоюродных братьев Ягайло были перекрещены только Витовт, Скиргайло и Свидригайло, а остальные Гедиминовичи остались православными.[6]

В 1387 году Ягайло вернулся в Литву. В Вильне на месте святилища Пяркунаса им был построен Кафедральный собор Святого Станислава. В последующие несколько лет всё языческое население Аукштайтии было крещено по латинскому обряду, в то время как Жемайтия, отошедшая Тевтонскому ордену, оставалась языческой. В 1389 году папа Урбан VI признал Литву католической страной.