Босанова


Босано́ва, бо́сса-но́ва[1] (порт. bossa nova) — жанр бразильской популярной музыки[2], представляющий собой синтез местного фольклора и джаза. Пик популярности босса-новы пришёлся на 1960-е годы.

Основоположники босса-новы — композитор Антониу Карлос Жобин и гитарист Жуан Жилберту. «Отправной точкой» босса-новы считается песня Жобина «Довольно грустить» («Chega de saudade», 1957), получившая известность в интерпретации Жуана Жилберту (1958)[3]. Мировой эмблемой босса-новы стала песня Жобина «Девушка из Ипанемы» (1962), которую впервые исполнила Аструд Жилберту.

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новая») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что в современном русском жаргоне слово «фишка», то есть «характерная особенность», «яркая черта». Таким образом, название жанра следует понимать не в буквальном («новый горб» или «новая шишка»), а в переносном смысле — «новая черта», «новый стиль».

Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально она исполнялась на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Среди талантливых авторов и исполнителей босса-новы (помимо Жобина и Жилберту) бразильцы Роберту Менескаль, Луис Бонфа.

Один из первых бразильских LP-альбомов с босса-новами — «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный певицей Элизет Кардозу и гитаристом Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, стала песня «Девушка из Ипанемы» (порт. Garota de Ipanema, англ. The girl from Ipanema) А. К. Жобина. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez»), «Desafinado» и «Корковаду» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босса-нова стала эмблемой популярной бразильской музыки. В наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, босса-нова не утратила значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира (в том числе, в России).

С точки зрения специфики стиля босса-нова обычно рассматривается как жанр, в котором сочетаются ритмика бразильской городской самбы и гармония американского джаза (т.е разновидность расширенной хроматической тональности). Ритмика босса-новы проявляет себя не в мелодии (обычно незамысловатой, состоящей из остинатных и/или секвенцируемых коротких мотивов), а в аккомпанементе. Специфический аккомпанемент разработал в 1950-х гг. бразильский эстрадный гитарист, певец и композитор-песенник Жуан Жилберту. Суть его — в синкопированных ритмоформулах, охватывающих обычно два такта (размером 4/4).