Бош, Роберт


Роберт Бош (нем. Robert Bosch; 23 сентября 1861 года — 12 марта 1942 года) — немецкий промышленник, инженер и изобретатель; основатель компании Robert Bosch GmbH.

Роберт Бош, одиннадцатый ребёнок в семье из двенадцати, родился в 1861 году в городке Альбек[de] (ныне — в составе Лангенау), неподалёку от города Ульм. Его отец, Сервациус Бош, был зажиточным крестьянином и считался очень образованным и начитанным человеком для своей социальной среды. Он владел собственной гостиницей и пивоварней, а также располагал отдельным участком земли, за проезд по которому собирал пошлину[1].

Весной 1869 года семья Бош переехала в Ульм. С 1869 по 1876 годы Роберт Бош обучался в Ульмской школе, а затем устроился работать помощником мастера точной механики. После практического обучения Бош ещё семь лет работал в различных компаниях в Германии, США (у Томаса Эдисона в Нью-Йорке) и Великобритании (в немецкой фирме Siemens). С 1 октября 1881 по 1 октября 1882 года он проходил добровольную военную службу в 13-м инженерном батальоне, которую окончил в статусе унтер-офицера и офицер-аспиранта[2]. В 1894 году Бош посещал лекции в Высшей технической школе Штутгарта[1].

15 ноября 1886 года открыл в Штутгарте собственную фирму, получившую название «Мастерская точной механики и электротехники» (нем. Werkstätte für Feinmechanik und Elektrotechnik). В первые годы после открытия собственного дела ему приходилось нелегко, так как львиная доля прибыли уходила на закупку нового оборудования. В это время Бош занимался в основном производством электрического оборудования, но также иногда вынужден был браться и за непрофильные заказы. К своим клиентам он ездил на велосипеде и приучал к этому своих сотрудников. Подобное его поведение вызывало немалое любопытство у жителей Штутгарта, поскольку в то время подобный способ передвижения был весьма необычен[1].

В 1887 году фирма Боша по заказу одного из клиентов разработала первое коммерчески успешное устройство зажигания от магнето для стационарного газового двигателя. Однако испытания показали, что оно мало подходит для повседневного использования. После нескольких месяцев разработок компании удалось усовершенствовать аппарат, благодаря чему количество заказов резко возросло, и к началу 1890-х годов на устройства зажигания от магнето приходилось около половины объёма продаж фирмы.

В 1897 году Бош по заказу компании «Daimler» адаптировал устройство зажигания от магнето на двигатель транспортного средства — трицикла De Dion Bouton. Успешно справившись с этой задачей, Бош решил проблему зажигания для высокооборотных автомобильных двигателей внутреннего сгорания — одну из главных технических проблем становления автомобильной техники[3].