Брак в иудаизме


Иудаизм издревле определяет брак как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности[1].

По еврейским законам, понятие «предложение» определяют как обоюдное обещание мужчины и женщины вступить в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён[2]. Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственниками. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон и не даёт ни одной из сторон права требовать выполнения каких-либо обязательств.

По традиции, вопросом предложений занимается отдельный человек со стороны, чаще всего — это профессиональный сватшáдхан»). Сам процесс от этого получил название шидухи́м. За свою работу сват получает вознаграждение, фиксированное законом или согласованное заранее с заказчиком. Как правило, оно составляет небольшой процент от приданого. Оплату вознаграждения производят во время помолвки или уже после свадьбы одной из сторон или каждой из сторон по отдельности. Раввин (руководитель общины верующих), как лицо, пользующееся особым доверием, иногда выступает в качестве посредника. Несмотря на то, что приготовления к свадьбе касаются в первую очередь родителей, их дети могут вступить в брак независимо от их согласия, свадьба не может быть отменена в результате протеста родителей одного из супругов.

Сегодня в некоторых ортодоксальных кругах многие молодые люди находят своих партнёров без участия родителей. И даже в том случае, если родители сводят своих детей, чаще всего дело не доходит даже до помолвки. Тем не менее, родители пары до сих пор вовлекаются в организацию свадеб.

Два этапа вступления в брак разделяли годовым перерывом (месячным — для вдовы). В течение этого времени, до окончательной церемонии бракосочетания, невеста оставалась в доме отца, но она считалась уже связана брачными узами; расторжение связи между обручёнными требовало тех же формальностей развода, как и при вполне завершённом браке. Брачное сожительство в этот период было воспрещено[3].

Обручение юридически связывало жениха и невесту брачными узами[3], однако юридически закреплённым он становится только после проведения второй церемонии по вступлению в брак[уточнить].