Брест-Центральный


Бре́ст-Центра́льный (белор. Брэ́ст-Цэнтра́льны) — узловая электрифицированная железнодорожная станция в городе Брест (Республика Беларусь). Является на Белорусской железной дороге псевдостанцией стыкования родов тока — переменного (со стороны Минска) и постоянного (со стороны Польши). Полноценной станцией стыкования не позволяет ее считать отсутствие возможности прохождения на двухсистемных поездах на "выбеге".

Находится в 1100 км от Москвы, в 347 км от Минска. Является первым электрифицированным вокзалом на территории Белоруссии. 3 раза в день ходит пограничный поезд Брест—Тересполь, вагоны БЧ, и поезд Брест—Варшава. В Бресте есть пути колеи 1435 мм для приёма европейских поездов. Также ходят поезда из стран СНГ до Бреста.

На линиях Брест—Высоко-Литовск, Брест—Лунинец, Брест—Барановичи работают пригородные поезда, ходят экспрессы Штадлер до Минска, также поезда южного направления. Пригородные поезда обслуживаются Др1а, Эр9м, Эпр, Эпг и Эпм. В Бресте-Северном проводят манёвры с грузовыми поездами. Восточнее вокзала меняют колёса товарным поездам. В Жабинке расположен узловой пункт. Есть направления на Минск и Лунинец через Пинск. В Брестской узел входят участки: Брест-Центральный, Брест-Северный, Брест-Полесский, Брест-Южный, Брест-Восточный, к Жабинке и Тересполю (Польша).

Первое здание брестского вокзала было построено к 1886 году и открыто 28 мая того года в присутствии императора Александра III.

Вокзал был построен в виде «средневекового замка» с четырьмя водонапорными башнями, его стиль в целом соответствовал стилю Белорусской железной дороге. Вокзал был оборудован водяным отоплением. В залах для пассажиров 1-го и 2-го классов полы были паркетные, для 3-го класса — дощатые, в подсобных помещениях — асфальтовые. Вскоре вокзал стал первым на российских железных дорогах, где было установлено электрическое освещение — 160 лампочек по 20 свечей появились в залах и на перронах и 12 фонарей по 50 свечей освещали привокзальную площадь.

В 1915 году, в ходе Первой мировой войны, здание вокзала сильно пострадало при отступлении русских войск. По окончании войны власти Польши, которой отошёл Брест, построили новое здание.