Бридж (музыка)


Бридж (с англ. — «мост»; также средняя восьмитактовая секция, рилис[2], ченнел[2]) — раздел музыкального произведения, контрастный по своему содержанию окружающим разделам и подготавливающий переход (или возвращение) к основной музыкальной теме[3]. В русском языке термин является относительно свежим заимствованием из английского языка и применяется почти исключительно для описания структуры популярных и ро́ковых песен или же джазовых произведений.

Английский музыкальный термин bridge (мост) является переводом немецкого слова Steg, использовавшегося мейстерзингерами XV—XVIII веков для обозначения переходного фрагмента в средневековой музыкальной бар-форме[4]. Немецкий термин стал широко известен в 1920-х годах благодаря немецкому музыковеду Альфреду Лоренцу[5], который исследовал адаптации бар-формы в произведениях Рихарда Вагнера. В переведённом виде термин вошёл в английский язык в 1930-х годах под влиянием композиторов, эмигрировавших из Германии в США.

Основная функция бриджа — временно отвлечь слушателя от основной темы и сделать её повторное звучание (нередко совпадающее с кульминацией всего произведения) более эффектным. В связи с этим музыкальная тема бриджа как правило заметно отличается от основных тем как гармонически, так и мелодически; нередко также отмечается смена ритма и темпа[3]. Текст, озвучиваемый во время звучания бриджа, тоже обычно контрастирует со смысловым содержанием основных частей песни; нередко в тексте данного фрагмента звучат отсылки к уже прозвучавшим словам[3].

В простой 32-тактовой форме бридж является третьим фрагментом (часть B при общей структуре AABA); в сложной 32-тактовой форме он контрастен всей секции AABA. В запевно-припевной форме бридж используется более свободно и может быть очень коротким, являясь своего рода «паузой-разрядкой» перед очередным повторением куплета и припева (ABABCAB, здесь A обозначает куплет, B — припев, C — бридж).

В отдельных случаях термин «бридж» может использоваться также для обозначения небольшого фрагмента между куплетом и припевом, хотя более точным обозначением для данного понятия является прехорус или предприпев[3].

Наличие бриджа в структуре современных (начиная с середины XX века) популярных песен столь распространено, что в отдельных песнях даже звучат шутливые намёки и упоминания о бридже: так, например, в песне «The Crunge» (написанной без использования бриджа) с альбома Houses of the Holy группы Led Zeppelin в конце звучат шутливые вопросы о том, видел ли кто-нибудь «этот чёртов бридж»[6]. Рэпер Замай в треке «Бридж» с микстейпа ANTIHYPETRAIN посвятил бриджу весь текст, позже объяснив свою идею: «Никто не диссил никогда бридж, а я придумал: я буду диссить бридж»[7].