Бар (музыкальная форма)


Бар (нем. das Bar, возможно, сокращение от средневерхненем. barat или parat — искусный выпад в фехтовании), бар-форма (нем. Barform) изначально — текстомузыкальная форма со строфой типа AAB, в которой сочинялись песни мейстерзингеров. По традиции, установившейся в Германии XX в., термином «бар-форма» музыковеды описывают также канцоны трубадуров, труверов и миннезингеров, церковные песни лютеран и т.д., имеющие аналогичную структуру.

Оригинальная бар-форма состоит из нескольких (не менее трёх) строф одинаковой текстомузыкальной структуры. Стихотворная строфа складывается из двух полустроф. Первая полустрофа, в свою очередь, состоит из двух структурно идентичных и связанных рифмовкой частей, называемых «столлами» (от нем. Stollen, первоначальное значение — подпорка для деревянного столба)[1]. Первую полустрофу (состоящую из двух столл) в целом немцы называют словом Aufgesang («запев»). Вторая полустрофа, отличающаяся строением от «столл» (в том числе по рифмовке), называется «припевом» (нем. Abgesang). Пример текстовой строфы — немецкая церковная песня «Wie schön leuchtet der Morgenstern»[2] Филиппа Николаи (буквы в схеме обозначают рифмы, цифры — количество слогов в строке):

В музыкальной форме выделяются три раздела: AAB (или АА1B). Остановка для дыхания в конце музыкальных фраз (стихов и полустиший) обычно нотируется знаком ферматы. Полустрофные каденции (на I, V, реже на VI и IV ступенях лада) продиктованы соответствующими звуками (гармонизованной) мелодии.

Термин par в значении «искусной песни» встречается начиная с XIV века; с конца XV века и в XVI веке употреблялся по отношению к многострофной песне мейстерзингеров (одна строфа такой песни называлась liet). В XIX веке форму бар стилизовал Вагнер, причём термином «бар» он ошибочно обозначал одну строфу, а не стихотворение в целом. В опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (ученик Ганса Сакса) Давид поучает молодого рыцаря Вальтера (фон Штольцинга):

В 19 веке Вагнер возродил форму бара в своих музыкальных драмах о средневековье (например, « Тангейзер » и «Мейстерзингер»). Дирижер, композитор и музыкальный аналитик Альфред Лоренц в начале 20-го века предположил, что эта форма скрывает «секрет» монументальных произведений Вагнера[3].

В XX веке бар-формой называли любые вокальные сочинения в форме AAB (песни трубадуров, труверов, миннезингеров, протестантский хорал и др.). Ю. Н. Холопов относил к форме бар даже хоровую песнь (в структуре строфа — антистрофа — эпод) древнегреческой трагедии. Cовременные немецкие стиховеды предпочитают термину «бар-форма» более универсальный термин «канцонная строфа» (см. "Kanzonenstrophe").