Брик, Осип Максимович


Óсип Макси́мович (Ме́ерович) Брик (16 [28] января 1888[1][2], Москва, Московская губерния, Российская империя — 22 февраля 1945[3][1][…], Москва, РСФСР, СССР) — советский писатель, литературный критик, сценарист и стиховед, адвокат, один из теоретиков русского авангарда.

Родился 16 (28) января 1888 года в еврейской семье — купца первой гильдии Макса (Меера-Гозиаса) Павловича Брика и Полины Юрьевны Сегаловой (1868—?). Со стороны матери — двоюродный брат физика-теоретика Ю. Б. Румера и поэта-переводчика О. Б. Румера. В 1910 году окончил юридический факультет Московского университета и с 1911 года был помощником присяжного поверенного[4]. В 1912 году женился на Лиле Юрьевне Каган.

В 1915 году состоялось знакомство Бриков с В. В. Маяковским. Издал поэмы Маяковского «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник». Будущий литературный критик Осип Брик в 1915 году оплатил литературно-художественный сборник футуристов «Взял», вышедший в декабре.

С 1916 года Осип Брик занимался филологией и журналистикой. Один из организаторов ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка). Участник художественных объединений левого искусства (комфуты, МАФ, ЛЕФ, РЕФ).

Вместе с В. Маяковским, Н. Пуниным и Э. Шталбергом входит в редакционный совет газеты «Искусство коммуны» (октябрь 1918 года)[5].

Теоретик и идеолог ЛЕФа ("Левый фронт искусств"), создатель теорий социального заказа, производственного искусства, литературы факта. Повесть «Не попутчица» (1923) вызвала бурные дискуссии. Автор острых полемических статей «Против творческой личности», «Почему понравился „Цемент“».