Взял


Сборник с подзаголовком «Барабан футуристов» был выпущен в декабре 1915 года в Петрограде в типографии З. Соколинского тиражом 640 экземпляров. Финансировал издание выпускник юридического факультета, будущий литературный критик Осип Брик[1].

Обложка сборника имела афишную концепцию — кроме названия «Взял», на ней ничего не было напечатано или изображено. Она была напечатана на дешёвой серой обёрточной бумаге с вкраплением песка и опилок[2], что неоднократно встречалось в изданиях футуристов[1]. По воспоминаниям Лили Брик, часть обложек пришлось дорисовывать от руки: «При печатании деревянные буквы царапались о кусочки дерева в грубой бумаге, и чуть не на сотом уже экземпляре они стали получаться бледные, пёстрые. Пришлось от руки кисточкой подправлять весь тираж»[3].

Название для сборника придумал Владимир Маяковский, который, по словам Лили Брик, «давно уже жаждал назвать кого-нибудь этим именем: сына или собаку, назвали журнал»[4].

В 2011 году литературовед Александр Парнис обнаружил в своём архиве среди бумаг, ранее принадлежавших Алексею Кручёных, страницу из альманаха «Взял» со стихотворением Владимира Маяковского «Вам, которые в тылу» (позже оно стало называться «Вам!»). На ней были правки, которые, как выяснилось, принадлежали Маяковскому и Кручёных, и в них содержалась ещё одна строфа с резкими антипатриотическими и антимещанскими выпадами, от которой при публикации поэт, возможно, отказался. Также на странице приводится вариант замены нецензурного слова в предпоследней строке[5].

Участниками издания стали поэты Николай Асеев, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Виктор Шкловский, публицист Осип Брик (под инициалами О. Б.), художник Давид Бурлюк[1]. Лиля Брик называет в числе участников также Бориса Кушнера, однако он в сборнике не упоминается[4].

Центральное место в издании занимает Владимир Маяковский, что отчасти было связано с тем, что печатание сборника финансировал Брик. По выражению литературоведа Владимира Маркова, издание задумывалось как «рекламная тумба» для Маяковского, который выступал в нём в качестве «полемиста, звезды <...> и единственного объекта обсуждения»[2]. Помимо стихов Маяковского в книгу вошли его манифест «Капля дёгтя», а также посвящённые его творчеству статья Шкловского «Вышла книга Маяковского „Облако в штанах“» и статья Брика «Хлеба!»[1].