Бурлюк, Давид Давидович


Дави́д Дави́дович Бурлю́к (21 июля 1882[1][2][…], Семиротовка[d] — 15 января 1967[3][1][…], Саутгемптон, Нью-Йорк) — русский[4], украинский[5][6] и американский поэт и художник, один из основоположников футуризма, член союза «Председателей земного шара». Брат Людмилы, Владимира и Николая Бурлюков. Признан отцом «русского футуризма»[7][8].

Родился недалеко от села Рябушки Лебединского уезда Харьковской губернии в семье агронома-самоучки Давида Фёдоровича Бурлюка, управляющего Чернодолинским заповедным имением графа А. А. Мордвинова[9]. Отец был из рода украинских казаков, мать — из Беларуси[10]. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила стали художниками, Николай — поэтом. Они также участвовали в движении футуристов.

С детства увлекался рисованием[9]. Учился (1893—1895) в Александровской гимназии города Сумы. В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Впоследствии Давид ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля.

В течение трёх лет (1895—1898) учился в Тамбовской мужской гимназии[11][12][13]. В дальнейшем в 1898—1910 годах учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899 году. Изучал живопись в Мюнхене, в Королевской академии художеств у Вильгельма фон Дица и частным образом у Антона Ажбе, а также во Франции, в Париже, в Школе изящных искусств Кормона.

Вернувшись в Россию, в 1907—1908 годах сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках, выступив одним из лидером группы «Венок—Стефанос». В 1911—1914 годах занимался вместе с Владимиром Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и других. В 1912 году в знаменитом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» вместе с Маяковским, Хлебниковым и Кручёных призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности»[14].

В Первую мировую войну не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.