Брод, Макс


Макс Брод (нем. Max Brod; 27 мая 1884, Прага, тогда Австро-Венгрия — 20 декабря 1968, Тель-Авив) — немецкоязычный чешский и израильский писатель, философ, драматург, журналист, театральный и музыкальный критик. Представитель «пражской школы».

Родился в немецкоязычной еврейской семье. Закончил немецкий университет Карла-Фердинанда в Праге. С 1912 года примкнул к сионизму, после 1918 года — вице-президент Еврейского национального совета. В 1902 Брод году познакомился и сдружился с Францем Кафкой, позднее стал его душеприказчиком и публикатором его сочинений, написал биографию Кафки и несколько книг о нём, а также монографию о немецкоязычной литературе Праги. Исключительно благодаря Максу Броду были впервые опубликованы произведения Франца Кафки, на уничтожении которых тот настаивал в своём завещании. Был знаком с Альбертом Эйнштейном. В 1934—1935 годах посетил СССР. В 1939 году вместе с женой переехал в Палестину. Писал для театра «Габима».

Автор нескольких романов и сборников новелл, драматург. Пропагандист творчества Верфеля, швейцарского писателя Роберта Вальзера, Гашека, Яначека (о котором написал книгу). Полемизировал с Карлом Краусом, его собственную трактовку творчества Кафки оспаривал Вальтер Беньямин. Автор биографии Гейне.

Как музыковед и музыкальный критик много занимался Малером, в том числе автор статьи «Еврейские мелодии Густава Малера»[5] и брошюры «Густав Малер. Пример немецко-еврейского симбиоза»[6]. Брод был также большим почитателем Л. Яначека. По просьбе композитора перевёл либретто четырёх его последних опер на немецкий язык, ещё при жизни Яначека написал его небольшую биографию[7]. В Палестине издал книгу «Музыка Израиля» (1951), которая описывает начальный этап становления израильской музыки, а также «демонстрирует еврейские элементы в музыке Мендельсона и Малера»[8].

Милан Кундера о творчестве Макса Брода: «Человек идеи, он не знал, что значит быть одержимым формой; его романы (а он написал их два десятка) удручающе условны».