Броненосные крейсера типа «Дюпле»


Броненосные крейсера типа «Дюпле» — тип крейсеров французского флота конца XIX века. Являлись уменьшенной и удешевлённой версией броненосного крейсера «Жанна д’Арк». Всего построено 3 единицы: «Дюпле» (Dupleix), «Десо» (Desaix), «Клебер» (Kleber). Крейсера этого типа строились параллельно с крейсерами типа «Монкальм».

Построив свой первый крупный броненосный крейсер «Жанна д’Арк», французы, оценив достоинства проекта, заложили серию усовершенствованных кораблей типа «Монкальм». Однако, эти броненосные крейсера, при всех своих достоинствах, были весьма дорогими в постройке и эксплуатации. Французский флот традиционно предпочитал строить большее количество крейсеров ограниченного водоизмещения, считая, что в рейдерской войне против основного противника — Великобритании — количество важнее качества.

В 1897 году, известный военно-морской инженер Эмиль Бертьен — один из последователей доктрины «jeune ecole», и сторонник быстроходных, легко защищенных кораблей с очень мощным вооружением — разработал проект броненосного крейсера небольших размеров и стоимости. Подобные крейсера могли бы играть при крупных кораблях типа «Монкальм» ту же роль, которую французские бронепалубные крейсера 2-го и 3-го ранга играли при перворанговых кораблях. На крейсера нового проекта возлагались как традиционные для французского флота рейдерские операции, так и осуществление разведки при линейном флоте.

Крейсера типа «Дюпле» представляли собой существенно уменьшенную в размерах версию большого броненосного крейсера типа «Жанна д’Арк». Их полное водоизмещение было на четверть меньше, чем у оригинального корабля, и составляло порядка 7500 тонн. Длина их составляла 132,4 метра, ширина 17,8 метра, осадка 7,42 метра.

Как и все последующие броненосные крейсера Франции, корабли типа «Дюпле» имели слабо наклоненный форштевень с небольшим тараном, высокий надводный борт и гладкие палубы. Их отличительной особенностью являлся очень длинный полубак, тянувшийся почти на всю длину корпуса, завершаясь позади кормовой башни. В передней части корпуса имелась прямоугольная надстройка, служившая опорой для большого мостика и носовой мачты; в отличие от других французских броненосных крейсеров, крейсера типа «Дюпле» несли только легкие сигнальные мачты с открытыми марсами. Корабли имели четыре трубы, сгруппированные двумя группами по две. В кормовой части также имелась небольшая надстройка.

Основное вооружение крейсеров типа «Дюпле» состояло из восьми 164-мм/45 орудий образца 1893 года, это были первые среднекалиберные орудия в двухорудийных башнях установленные на крейсерах. Четыре башни располагались ромбом; одна в носовой части корабля, две в центре корпуса побортно, и одна в кормовой части. Две центральные башни располагались на верхней палубе, носовая и кормовая были установлены выше, на палубе полубака.