Броненосцы типа «Канопус»


Броненосцы типа «Канопус» (англ. Canopus class battleships) — серия британских эскадренных броненосцев конца 1890-х — начала 1900-х годов. Всего в 1896—1902 годах было построено шесть броненосцев типа «Канопус»: пять в рамках бюджета на 1896/1897 годы и шестой, «Вендженс», отличавшийся улучшенными механизмами заряжания и крупповской бронёй башен главного калибра — в рамках бюджета на 1897/1898 годы.

Уайт предложил спроектировать для использования в дальневосточных водах с уменьшенной осадкой, необходимой для проводки Суэцким каналом. Поскольку некоторые иностранные новые корабли не обшивались в подводной части медью, было предложено отказаться от этого и на новых британских кораблях. Для своевременной очистки подводной части решили доковать их в Гонконге[2].

На итоговом совещании было решено увеличить количество 152-мм орудий до двенадцати, с обеих мачт убрать верхние боевые марсы, уменьшить количество 47-мм орудий до шести, а 76-мм увеличить до десяти[2].

Конструктивно они явились уменьшенной версией броненосцев типа «Маджестик», имея несколько большую скорость и ослабленное бронирование, и предназначались прежде всего для службы на Дальнем Востоке. На броненосцах типа «Канопус» был также внедрён ряд новшеств: водотрубные паровые котлы, две броневые палубы из сталеникелевой брони и крупповская броня главного пояса вместо гарвеевской, частично компенсировавшая уменьшение толщины бортовой брони по сравнению с типом «Маджестик», но по уровню бронирования уступали японским броненосным крейсерам типа «Идзумо». По сравнению с «Маджестиком» высота надводного борта в носовой части была на 3 фута ниже. Но это не ухудшило мореходность[3]. Из-за малой осадки (при той же длине), имели больший диаметр циркуляции. Поскольку новые японские корабли не обшивались в подводной части медью, от подобного решения отказались и на новых британских броненосцах (подобная мера являлась весьма затратной с точки зрения расхода нагрузки и выражалась в увеличении осадки на целый фут)[2].

Подкрепление тарана было проработано особенно тщательно. Таран представлял собой единую стальную отливку, в которую врезалась броневая палуба, а также крепились 51-мм поясные броневые плиты, притянутыми к рубашке борта и набору корпуса.[4].Гребные винты имели внешнее вращение, что оказалось неудачным, они имели меньший КПД и было труднее управлять кораблем, особенно на малых скоростях или на заднем ходу. Меньшее водоизмещение и осадка позволяли им проходить через Суэцкий канал[2].