Бруни, Лев Александрович


Лев Александрович Бруни (8 [20] июля 1894, село Алексеевка[2], Новгородская губерния — 26 февраля 1948, Москва) — русский и советский художник-авангардист, иллюстратор и военный корреспондент. Автор многочисленных контррельефов в стилистике конструктивизма.

В раннем детстве, в 1896—1897 годах перенёс тяжёлый менингит, после которого осталось сильное косоглазие; в школьные годы — тяжёлую скарлатину, после которой частично потерял слух.

Первые уроки получил от своего деда, художника Александра Бруни. Согласно Милашевскому, с которым они были друзья, в детстве был «типичным вундеркиндом»[3]. В 1903—1908 годах учился в Тенишевском училище, но не окончил его по состоянию здоровья, с ним дома занимался отчим С. К. Исаков. С 14 лет увлёкся живописью. Вольнослушателем посещал Академию художеств: мастерскую Я. Ф. Ционглинского и мастерскую Ф. А. Рубо (1910—1911), Батальный класс Н. С. Самокиша (1913—1916). В 1912—1913 гг. учился в Академии Жюлиана (Париж) — посещал мастерскую Жана-Поля Лорана.

Летом 1913 года был во Пскове, в августе — сентябре — в Коктебеле, где познакомился с художниками кружка Макса Волошина — Константином Кандауровым, Константином Богаевским и Юлией Оболенской, а также с Мариной Цветаевой и её мужем Сергеем Эфроном.

В 1914 г. вместе с Петром Митуричем работал журнальным иллюстратором в журналах «Голос жизни», «Вершины», а также в «Новом журнале для всех» (его художественный отдел возглавлял отчим С. К. Исаков); в последнем оформил обложки (№ 11, 12 за 1914 г.), опубликовал статью о Натане Альтмане (№ 4 за 1915 г.).

Под влиянием Константина Бальмонта иллюстрировал поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»; две акварели — «Плач Тариэла» и «Бой Автандила», экспонировавшиеся на выставке «Мира искусства» (Петроград, 1915) — принесли Льву Бруни первую известность и первый коммерческий успех, они были куплены неким грузинским князем. Там же выставлялся и большой акварельный портрет Бальмонта («голубой портрет»), выполненный Львом Бруни.