Представители различных школ буддизма обосновались на территории современного Таиланда задолго до её заселения тайскими народами. Местная буддийская традиция связывает распространение буддизма с миссионерами царя Ашоки (III век до н. э.)
Археологические раскопки свидетельствуют о появлении здесь буддийских общин во II веке н. э., когда была создана огромная ступа в Накхонпатхоме.
С VII века начинается переселение тайских народов с территории Южного Китая. Кхмерские цари использовали таи в качестве наёмников, предоставляя им земли в долинах р. Менам.
В XI—XII веках возникают крупные военные поселения таи: Чиангсен, Саванкалок, Пхитсанулок, Сукхотаи и др., ставшие впоследствии столицами тайских государств. Волей судьбы тайские народы оказались в центре исторических событий Индокитая, вступив в контакты с представителями различных буддийских школ махаяны, тхеравады, сарвастивады, которые обосновались на Суматре, Яве, Ланке, полуострове Малакка, в Паганской и Ангкорской империях, в государствах Пегу, Дваравати и др.
В XIII веке появились первые тайские государства, из них Сукхотаи (XIII—XIV века.) становится одним из крупнейших религиозных центров Юго-Восточной Азии.
В 1345 году наследник престола Литхай, впоследствии король Маха Таммарача I, Литхай написал трактат «Трайпхум», рассказывающий об устройстве Вселенной, буддийском рае, чистилище и аде[1][2].