Буккеро


Буккеро, буккеро-неро (итал. bucchero-nero, от лат. bucca — щека и итал. nero — чёрный) — «чернощёковая керамика», разновидность керамических изделий древних этрусков, изготавливавшихся не ранее середины VII до начала IV вв. до н. э.[1].

По одной из альтернативных версий итальянское название происходит от латинского слова «poculum» (бокал, чаша, сосуд для питья). Со временем, после открытия оригинальных изделий этрусков в конце 1830-х годов в Черветери, где были сосредоточены ремесленные, в том числе гончарные, мастерские (другими центрами производства были Вейи и Тарквиния), название «буккеро-неро» сократили до «буккеро» и стали сопоставлять с похожей «чернолаковой» керамикой коренных жителей Южной Америки, которую обозначали по-испански исп. búcaro или португальским словом порт. pucáro. Это название обозначало особый род ароматической глины, которую туземцы использовали в косметических целях. Её же применяли для изготовления сосудов[2]. В конце XVIII — начале XIX века в Италии возникла мода на имитацию древнеамериканской керамики, образцы которой привозили в страны Западной Европы, что привело к отождествлению названий[3].

Этрусские буккеро находят на галльско-иберийском побережье, в Карфагене, Великой Греции, самой Греции, нижнем Египте, а также на Сардинии, Сицилии и Кипре. К изделиям этого типа относят сосуды, чаши, черпаки-киафы, светильники, жаровни, холмосы (котлы) причудливой формы. Значительная коллекция подобных вещей имеется в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Она была приобретена в 1861 году благодаря хранителю (с 1863 года директору) императорского Эрмитажа С. А. Гедеонову в числе прочих произведений античного искусства из собрания итальянского археолога и коллекционера, маркиза Дж. П. Кампана[4].

Вопреки распространённому мнению, изделия буккеро не покрывали лаком. Предварительно лощёную поверхность из красной или серовато-охристой глины подвергали обжигу без доступа воздуха, во время которого происходило восстановление содержащейся в глине закиси железа. Вместе с дымом, копотью и маслом, при помощи которого лощили сырую глину, поверхность изделия приобретала матово-чёрный блеск. Отдельные детали, в том числе скульптурные: маскароны, фигурки животных и людей, лепили от руки или отминали в гипсовые формы, а затем, до обжига, прикрепляли с помощью жидкой глины к тулову сосуда. Этрусские мастера использовали также гравировку, ряды точек, лепные валики, насечки и прорезные детали декора. Основные формы заимствовали из древнегреческой керамики. Многие элементы, безусловно, заимствовали из более дорогих металлических: серебряных и золотых сосудов, вероятно, привозимых в Италию с Востока. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что некоторые из этрусских гончарных мастерских использовали имитацию металлических изделий, покрывая поверхность сосудов буккеро тонкими листами серебряной фольги.