Булла, Виктор Карлович


Виктор Карлович Булла (1 августа 1883 год, Санкт-Петербург — 30 октября 1938 год, Ленинград) — российский фотограф, фотожурналист, один из пионеров кинематографии.

Сын знаменитого фотографа Карла Карловича Буллы. Католического вероисповедания. В 1899 году окончил Английское училище в Санкт-Петербурге. Фотографическое образование получил в Германии[4]. Начал работать в фотоателье отца вместе с братом Александром[5].

Получил самостоятельную известность в 19-летнем возрасте, во время русско-японской войны, будучи прикомандирован в должности фотокорреспондента к Сибирской резервной бригаде[4]. Фронтовые репортажи Виктора публиковались в журналах «Нива» и «Искры», и перепечатывались всеми издававшимися в то время в России газетами и журналами, часто попадая и на страницы зарубежных изданий. Виктор находился в самом центре событий, часто принимая на себя обязанности «брата милосердия», и был впоследствии награждён серебряной медалью «За храбрость» на георгиевской ленте с правом ношения на груди[4].

После окончания войны вернулся к работе фотокорреспондента в семейном фотоагентстве, однако вскоре увлекается кинохроникой. В одном из номеров журнала «Кинемо» появилось рекламное объявление: «Новая фабрика Буллы готовится к выпуску новинок». Это была реклама открытого им совместно с братом Александром в 1909 году товарищества «Аполлон» по производству и прокату хроникальных и видовых фильмов, где Виктор одновременно был оператором, режиссёром и директором. За два года существования товарищества, кроме официальных хроник, братьями было выпущено около 40 картин, среди которых есть уникальные, посвящённые спорту: о международных соревнованиях конькобежцев в Выборге и автопробеге С.-Петербург-Рим-С.-Петербург (вместе с братом Александром и оператором Ф. Вериго-Даровским, 1910)[6]. С 1911 товарищество «Аполлон» передало оптовый прокат и продажу фильмов кинопредприятию «Продафильм», которое занималось экранизацией произведений классической литературы. Только за год Виктор отснял более 20 короткометражек. Тогда были экранизированы драма А. Н. Островского «На бойком месте», «Синяя птица» М. Метерлинка и даже сказка «Царевна-лягушка»[7].

С началом Первой мировой войны Виктор возобновил работу в фотографии отца, снимал революционные события 1917—1918 гг. В эти же годы продолжил работу кинооператора и принял участие в создании документального фильма о Февральской революции 1917 годаХроника революции в Петрограде»). Динамичные и образные кадры фотографа послужили основой для режиссёров С. Эйзенштейна и М. Чиаурели при создании фильмов о революции 1917 года[4].