Бумажная архитектура


Бумажная архитектура — архитектурные проекты, неосуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений.

«Бумажная архитектура» — искусство утопии. Оно отражает безграничную фантазию автора, являясь опытным полем формальных исканий художественного стиля[1]. При этом «бумажная архитектура», как и научная фантастика, может создаваться для критики современных тенденций или акцентирования внимания на том, что будет возможно в будущем[2].

Термин «бумажная архитектура» начали использовать только в XX веке, но он применяется и к более ранним изображениям. Так, на картине XVI века «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего запечатлено воображаемое архитектурное сооружение[2]. Выдающийся мастер, архитектор и художник-гравёр Джованни Баттиста Пиранези за свою жизнь построил только одно здание: церковь Санта-Мария-дель-Приорато (Мальтийского ордена) и оформил площадь Пьяцца Кавальери ди Мальта (Piazza dei Cavalieri di Malta) на Авентинском холме в Риме. Зато он создал огромные серии гравюр с изображениями римской и придуманной им небывалой архитектуры. Поэтому он считается отцом «бумажной архитектуры»[1]. Франция эпохи барокко и классицизма была известна многими проектами «бумажной архитектуры» .

Утопические подходы характерны для неоклассически-барочного романтического мышления. В истории искусства схожие функции исполняют композиции художников-орнаменталистов[1].

Утопические социальные идеи эпохи Просвещения выразились в деятельности мегаломанов во Франции второй половины XVIII века. К ним принадлежат архитекторы Леду и Булле, представлявшие на конкурсы Парижской Академии архитектуры заведомо невыполнимые проекты гигантских общественных сооружений[1]. С их именами, а также с именем Жан-Жака Лекё связывают возникновение термина «Говорящая архитектура»[3].

Концептуальное направление в архитектуре 80-х годов, возникшее как альтернатива официальной советской архитектуре. Оно появилось, когда молодые архитекторы начали массово участвовать в конкурсах, объявленных западными архитектурными журналами, и получать на них призы. Проекты существовали только на листах ватмана, будучи действительно «бумажной архитектурой». Благодаря этому авторы развязали себе руки; идеи, которые не могли быть реализованы в строительстве, были развиты в форме чисто художественного произведения[4]. Энтузиасты, среди которых были Юрий Аввакумов, Михаил Белов, Александр Бродский, Тотан Кузембаев, Михаил Лабазов, Андрей Савин, Илья Уткин, Михаил Филиппов и другие, придумывали свой архитектурный мир.