Бурлеск (шоу)


Бурле́ск (фр. burlesqueитал. burlescoburla «шутка») — разновидность развлекательного театрального эротического шоу, близкого к жанрам мюзикл и водевиль. Такие шоу можно увидеть в кабаре. Основными элементами бурлеск-шоу являются танцевальные, цирковые, комедийные и разговорные номера. Так же, как и в бурлеск-поэзии, бурлеск-шоу применяет способ передачи возвышенного — низким, а низкого — возвышенным стилем. При этом зрительная сторона представления акцентируется сильнее, чем его содержание.

Как развлекательное шоу, бурлеск появился в Европе в середине XIX века. На то время жанр был всё ещё очень близок к поэтической традиции бурлеска и представлял собой в первую очередь комедийное шоу. Первое знаменитое бурлеск-шоу — «Британские блондинки» под руководством Лидии Томпсон (1868-й год), имевшее небывалый успех в США. И в то время, как к началу XX века популярность бурлеска стала сходить на нет, уступив место музыкальной комедии, в Америке он стал стремительно развиваться. Со временем центральное место в постановках стала занимать женская нагота — от коротких юбок танцовщиц кордебалета к полному обнажению артисток. Чтобы компенсировать неумение танцевать, девушки стали создавать изысканные сценические костюмы, реквизит и декорации для своих номеров, что со временем стало важнейшей характеристикой жанра. Кроме танцовщиц, в шоу обычно было несколько музыкальных номеров, участвовали комики, конферансье.

К середине 1930-х годов в США насчитывалось более 150 ведущих артисток бурлеска, включая такие звёздные имена, как Салли Рэнд (изобретательница танца с огромными веерами из перьев, визитной карточки бурлеска), Джипси Роуз Ли, Дикси Эванс, Темпест Сторм, Лили Сент-Сир, Блейз Стар. С бурлеск-театрами работали такие знаменитые джазовые композиторы, как Коул Портер и Лоренц Харт, и комики — Мэй Уэст, Фанни Брайс, Эбботт и Костелло и многие другие.

Постепенно номера становились всё более откровенными, публика — всё более неистовой, а неконтролируемое потребление алкоголя в бурлеск-театрах делало их всё более опасными. Несмотря на небывалую популярность престижных и дорогих бродвейских шоу, в 1935 году по постановлению мэра Нью-Йорка Фьорелло ЛаГуардия на территории штата Нью-Йорк бурлеск был запрещён. В других штатах на бурлеск-шоу были наложены ограничения, касавшиеся в первую очередь дозволенной степени обнажения артисток, которые теперь не могли появляться на сцене без тонкого бюстгальтера или «пэстис» (украшенных и нередко очень дорогих наклеек на соски) и трусиков. Это привело к тому, что артистки высокого уровня стали ещё больше времени уделять костюмам и созданию шоу, не забывая при этом раздеваться в рамках правил. В разное время в бурлеск-театрах появлялись номера с дрессированными птицами, под водой, на трапеции, в декорациях, стилизованных под будуар или роскошную ванную.