Бутби, Пенелопа


Пенелопа Бутби (англ. Penelope Boothby, 11 апреля 1785, Личфилд, Стаффордшир, Великобритания — 13 марта 1791, Ашборн  (англ.), Девоншир, Великобритания) — девочка, ставшая одним из самых известных персонажей-детей в британском искусстве. Её образ вдохновил картины Джошуа Рейнолдса, Иоганна Генриха Фюссли, Джона Эверета Милле, скульптуру Томаса Бэнкса, фотографии Льюиса Кэрролла, сонеты Брука Бутби[1]. По мнению искусствоведов и историков, в искусстве XIX—XX веков Пенелопа Бутби стала классическим ребёнком эпохи романтизма, хранителем райской невинности, символом «того, что мы потеряли, и что мы боимся потерять»[1]. Образ Пенелопы активно эксплуатировался массовой культурой на протяжении XX века[2].

Интерес к картине Рейнолдса, на которой запечатлена Пенелопа Бутби, а также к судьбе изображённой на ней девочки, удалось в новейшее время пробудить американской журналистке Ребекке Хардинг Дэвис, которая опубликовала в журнале «St. Nicholas» за ноябрь 1875 года статью «По поводу живописца маленькой Пенелопы»[3][4].

Искусствовед Эстель Мей Херлл  (англ.) посвятила Пенелопе главу в своей монографии о творчестве Джошуа Рейнолдса. Кроме биографии девочки, её интересовали подробности общения с ней художника[5].

Вновь, после длительного перерыва, интерес к образу Пенелопы Бутби появился в конце XX века. Преподаватель Барнард-колледжа Энн Хигонне посвятила Пенелопе Бутби и её образу в живописи раздел в своей книге «Изображения невинности: история и кризис идеального детства», вышедшей в 1998 году[6]. Судьба Пенелопы и отклик на её смерть часто становится в настоящее время темой монографий и статей, которые посвящены общим проблемам восприятия ребёнка в эпоху Нового времени. В частности, она стала предметом глубокого анализа в изданной в 2006 году книге профессора Ливерпульского университета Роберта Вудса «Воспоминание о детях: Отклики на безвременную смерть в прошлом»[7].

Несколько статей анализируют воплощение образа Пенелопы Бутби в произведениях отдельных деятелей изобразительного искусства. Профессор английского языка Университета в Фолмере и содиректор Центра изобразительных искусств Сейнсбери  (англ.) Линдсей Смит в своей книге «Льюис Кэрролл. Фотографии в движении», изданной в 2015 году, подробно анализирует образ Пенелопы Бутби, созданный Экси Китчин на фотографиях английского писателя и фотографа-любителя Льюиса Кэрролла. Она соотносит его с картиной Джошуа Рейнолдса и с гравюрами, выполненными на её основе[1]. Статья искусствоведа Лорел Брэдли, вышедшая в 1991 году, посвящена картине Милле «Спелая вишня», где также представлен образ Пенелопы Бутби[8].