Бьорк


Бьорк (Бьёрк) Гвюдмюндсдо́уттир (исл. Björk Guðmundsdóttir, МФА: [ˈpjœr̥k ˈkvʏðmʏntsˌtoʊhtɪr]; 21 ноября 1965, Рейкьявик, Исландия) — исландская певица, актриса, музыкант, композитор и автор песен, лауреат многочисленных наград и номинаций[en], включая пять премий Brit Awards и пятнадцать номинаций на «Грэмми», а также номинацию на «Оскар» и два «Золотых глобуса».

Свой первый альбом записала в 11 лет, он приобрёл большую популярность в Исландии, но мировую известность Бьорк получила как вокалистка альтернативной рок-группы «The Sugarcubes», чей сингл «Birthday[en]» в 1987 году стал хитом в Великобритании и США, а также полюбился музыкальным критикам. Сольную карьеру Бьорк начала в 1993 году, её альбом «Debut» имел в основе электронную танцевальную музыку, хаус, джаз и трип-хоп. По общему признанию, это один из первых альбомов по внедрению альтернативной электронной музыки в мейнстрим. Было продано более 4,7 млн копий «Debut» по всему миру.

На настоящий момент Бьорк разработала свой собственный эклектичный музыкальный стиль, который включает в себя аспекты электроники, классики, авангардной музыки, альтернативной танцевальной музыки, рока и джаза. Бьорк написала музыку к фильму «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, в котором сыграла главную роль и получила приз как лучшая актриса на Каннском кинофестивале. Также она приняла участие в качестве композитора и актрисы в фильме «Drawing Restraint 9» своего тогдашнего мужа Мэттью Барни, саундтрек к которому был выпущен отдельным одноимённым альбомом. В 2010 году Бьорк получила премию «Polar Music Prize» от Шведской королевской академии музыки за её «глубоко личные музыку и слова, её точные аранжировки и её уникальный голос». Всего у артистки более ста наград и двухсот номинаций. Её альбом «Biophilia» (2011) был первым альбомом в формате мобильных приложений и позднее его включили в состав постоянной коллекции Нью-Йоркского музея Современного искусства (MoMA), почти через год там прошла выставка по мотивам творчества Бьорк, которая охватила весь период её сольной карьеры. Издание «Time» включило Бьорк в раздел «иконы» как одну из 100 самых влиятельных людей в мире, назвав её «верховной жрицей искусств», небольшой текст к нему написала Марина Абрамович, утверждая, что «Бьорк учит нас храбрости быть самими собой».

Музыкальные критики, отзывающиеся положительно о работе Бьорк, восхваляют её инновационный подход к пению и композиторству, её передовое использование электронных битов, прогрессивные музыкальные видео, и прежде всего — её уникальный голос, описывая её как «самого важного и дальновидного музыканта своего поколения»[3][4][5].