Бюро ЦК КПСС по РСФСР


Бюро́ Центра́льного Комите́та Коммунисти́ческой па́ртии Сове́тского Сою́за по РСФСР — орган КПСС, образованный для целей конкретного руководства работой республиканских организаций, областных, краевых, партийных, советских и хозяйственных органов и оперативного решения вопросов хозяйственного и культурного строительства РСФСР. Существовал в 1956—1966 годах.

Тенденция к территориальной организации аппарата ЦК в наибольшей степени воплотилась в учреждении Бюро ЦК КПСС по РСФСР в 1956 году.

Ещё в 1920-е годы высказывались предложения создать компартию Российской Федерации с её собственным Центральным комитетом. Бюро ЦК ВКП(б) по делам РСФСР существовало недолгое время в 1936—1937 годах, его председателем являлся Николай Ежов[1]. Однако роль Бюро в то время была весьма незначительной. Сразу же после войны, в 1947 году, председатель Совета Министров РСФСР в 1946—1949 годах Михаил Родионов выступал за создание бюро по РСФСР. Данное предложение не было принято, а сам Родионов был репрессирован в рамках «Ленинградского дела» в 1949 году. Курс Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва на «децентрализацию» в 1950-е годы (например создание Совнархозов) обосновывался необходимостью раскрыть местный потенциал. В политическом отношении реформа государственного аппарата также существенно уменьшала политическое влияние союзных министерств — соперников Хрущева в Президиуме ЦК КПСС, а именно: Георгия Маленкова (заместитель председателя Совета Министров СССР и министр строительства электростанций в 1955—1957 годах), Вячеслава Молотова (первый заместитель председателя Совмина СССР и министр госконтроля в 1956—1957 годах), Лазаря Кагановича (заместитель председателя Совмина СССР и министр промышленности строительных материалов в 1956—1957 годах). Естественно, что и партийный аппарат не мог оставаться в неизменном виде, однако степень его реформирования была менее значительной. После смерти Сталина с подачи Хрущёва стремление к децентрализации продолжало набирать силу. Поскольку РСФСР являлась единственной союзной республикой, которая не имела собственной коммунистической партии, то отсутствовал и партийный орган, который бы занимался местными вопросами, как это происходило в соответствующих органах ЦК других союзных республик. Ещё с ленинских времен существование Российской коммунистической партии рассматривалось в качестве угрозы власти и авторитету центрального партийного аппарата (что было вполне оправдано; например, при Горбачёве именно конфликт между российским и союзным руководством послужил непосредственной причиной распада СССР).