Бянь Цзинчжао


Бянь Цзинчжа́о (кит. трад. 邊景昭, упр. 边景昭, пиньинь Biān Jǐngzhāo, работал приблизительно в 1410—1435 годах) — китайский художник, живший во времена империи Мин.

Бянь Цзинчжао, известный также под именем Вэньцзинь, был придворным художником во время правления минского императора Чэн-цзу (1403—1424). Известно, что он был уроженцем Шасяня (пров. Фуцзянь), однако даты его рождения и смерти неизвестны (предположительные годы жизни художника: ок 1354г — ок. 1428г).

Это был выдающийся мастер в жанре «цветы-птицы». Подобно другим придворным художникам Бянь Цзиньчжао получал жалование, числясь совсем на другой должности — он занимал пост в Зале Воинской Доблести. В своём творчестве он использовал тематику и живописную технику в рамках традиции идущей от Хуан Цюаня, мастера, работавшего во времена Пяти династий. Его произведениям присущи реализм, тонкий светлый колорит и изящная обрисовка тушью. Его работы поражают точностью изображения самых разных птиц во всевозможных ракурсах, и в разных ситуациях.

В годы правления под девизом Юнлэ (1403—1424) Бянь получил назначение на пост «дайчжао» в придворной Академии живописи (Сюаньдэ Хуаюань), где продолжал служить и в начале правления императора Сюан-цзуна под девизом Сюаньдэ (1426—1435). Однако в 1426 году он был обвинён в получении взяток от желающих поступить на государственную службу, а в 1427 году отправлен в тюрьму, где, возможно, и скончался.

Из датированных работ художника самая ранняя относится к 1394 году, самая поздняя к 1428 (по данным Освальда Сирена). В индексе китайских картин эпохи Мин Джеймса Кэхилла к работам Бянь Цзинчжао причисляется 34 произведения. Работая в жанре «цветы-птицы» (кит. хуаняо), художник отдавал предпочтение той части спектра, которая именуется «цветы, плоды, пух, перо», то есть специализировался не на композициях из растений или из растений и насекомых, но изображал именно птиц в сочетании с растениями и цветами. Наряду с Люй Цзи его считают ведущим мастером этого жанра в ранний период эпохи Мин. Используя технические достижения сунской академической живописи, Бянь создавал красочные декоративные композиции с тщательно выписанными деталями в манере гун-би. Традиция идущая от Хуан Цюаня и развитая в сунский период Чжао Чаном (X—XI в.) стала эталоном, принятым в сунской Академии живописи (Хуаюань) в XI—XIII веках и обычно противопоставлялась манере живописи художника периода Пяти династий Сюй Си (X в.).

В творческом наследии Бянь Цзинчжао преобладают большие декоративные вертикальные свитки, такие как знаменитые «Сто птиц», и небольшие, камерные монохромные композиции на отдельных листах, выполненные тушью. В подписях художник часто использовал название местности Лунси (пров. Ганьсу), откуда, по преданию, происходили его предки.