Вайкунтха


Вайку́нтха (IAST: Vaikuṇṭha, Vaikuṃṭha, Vaikuṇṭhā) — небесная обитель Вишну или высшая обитель блаженства — мир без забот и тревог, где Вишну пребывает со своими спутниками и преданными душами. Переход на Вайкунтху в шри-вайшнавизме тождественен обретению душой освобождения от цикла рождения и смерти (сансары). На Вайкунтхе души пребывают, исполненные блаженства, счастья и радости. В саду, где растут деревья, исполняющие желания, они кружатся в танце наслаждения, а Вишну озвучивает их чувства на флейте. Считается, что обитель Вишну, которую также называют «Вишну-локой» (миром или планетой Вишну) или «Вишну-нагаром» (священным городом Вишну), находится на вершине всех лок или миров[1].

Вишну называют «Вайкунтханатхом» (IAST: Vaikuṇṭhanātha), или Господином Вайкунтхи. Вайкунтха также является одним из его имён, оно фигурирует в «Вишну-сахасранаме» (1000 имён Вишну) и традиционно переводится как «Тот, кто устраняет все препятствия на пути преданных, чтобы достигнуть Его»[2]. С именем Вайкунтхи связаны определённые образы Вишну, прежде всего, Вишну, наслаждающийся с родственными душами, в божественных рощах в играх, чувственных переживаниях и праздниках.

Вайкунтха, называемая как «Тиру-парам-пада» (Thirupparamapadham), входит в число 108 дивьядешам, святых мест паломничества, хотя и не относится к земным местам, которые можно посетить. Упоминается в «Вишну-пуране», «Брахма-пуране», «Брахманда-пуране», «Бхагавата-пуране», «Гаруда-пуране», «Маркандея-пуране», «Падма-пуране», «Сканда-пуране», «Девибхагавата-пуране», «Шива-пуране», «Нараяна-упанишаде» и других произведениях[3].

С Вайкунтхой связано ежедневное почитание Вишну. Вайшнавы медитируют на Вайкунтху, вспоминают её красоты и вовлекают в духовную практику и повседневность, что обеспечивает им переживание божественного мира уже при земной жизни. Именем Вайкунтхи названо несколько храмов, посвящённых Вишну в Южной Индии и Камбодже.

В традиции шри-вайшнавизма Вишну предстаёт в нескольких обликах, воспеваемых альварами и описанных в трудах ачарьев. Главным из них является «Пара» (Para), или «Пара-виграха» (Paravigraha), то есть «Высший Господь». Он вечно пребывает с очаровательной супругой Лакшми в своей божественной обители на Вайкунтхе. Вместе с ним на Вайкунтхе обитают его божественные атрибуты, представленные персонифицированными Шанкхой, Чакрой, Булавой, Падмой, а также украшениями — кирита (короной), кундала (серьгами), Каустубха (драгоценным камнем) и другими[4].