Вишну-пурана


«Вишну-пурана» (санскр. विष्णु पुराण, IAST: Viṣṇu Purāṇa — «Пурана о Вишну») — священный текст индуизма, букв. древнее предание о Вишну. Произведение посвящено Вишну, его аватарам, истории, поклонению и т. д. «Вишну-пурана» считается одним из древнейших, в наибольшей степени соответствует определению идеальной пураны и освещает пять тем (панча-лакшана): космогонию — историю сотворения мира; генеалогию богов и мудрецов-риши; периоды правления различных Ману (манвантары); и, наконец, родословную и легендарную историю важнейших царских династий. «Вишну-пурана» очень популярна в вайшнавской среде и почитается как божественное откровение[1].

По традиции «Вишну-пурана» относится к вайшнавским пуранам, которых насчитывается всего шесть («Вишну-», «Нарада-», «Бхагавата-», «Гаруда-», «Падма-» и «Вараха-» пураны), и почитается как наиболее авторитетная[2].

«Вишну-пурана» относится к текстам, которые по времени своего создания являются более поздними, чем эпические поэмы, такие как итихасы. Первоначально пураны представляли собой особый жанр устной поэзии. В последующем они превратились в письменные источники, содержащие мифы, космологию и историю, а также ритуальные правила и описание мест паломничества. Их письменное оформление произошло в I тыс. н. э., хотя отдельные части могут быть как более поздними (первая половина II тыс. н. э.), так и более ранними (первые века до н. э.) по происхождению[3].

«Вишну-пурана» причисляется к одной из основных восемнадцати пуран, она также считается одной из наиболее древних. Традиция приписывает авторство пуран легендарному мудрецу Вьясе, который считается также автором Вед и «Махабхараты»[4].

Для исторической датировки произведения используются научные методы исследования, такие как сравнительный анализ текстов и исторический анализ, что позволяет определить время создания текста по упоминанию исторических событий, имён персонажей и др. Большинство индологов сходится на том, что большая часть «Вишну-пураны» сочинена между III и V веками. Об этом можно судить по упоминанию джайнов и буддистов. По всей видимости, ядро произведения, включая космогонию и главные мифы, оформилось в I—II веках. Отдельные отрывки, связанные с политической историей, содержат признаки становления державы Гуптов и датируются IV—V веками[5]. Однако в последующем пурана дописывалась. Самая поздняя датировка произведения — начало XI века, поскольку в ряде мест упоминается вторжение мусульманских завоевателей и последние правители династии Какатия в Андхре[6].

Произведение представлено диалогом между мудрецом Парашарой и его учеником Майтрейей. Ученик вопрошает о происхождении и природе Вселенной, на что Парашара рассказывает ему о Вишну — начале, существовании и конце всего сущего[7].