Махавишну


Махави́шну (букв. «Великий Вишну», IAST: Mahāviṣṇu, санскр. विष्णु) — «проникающий во всё», «всеобъемлющий», «везде присутствующий» Господь, почитающийся в шри-вайшнавизме и других традициях вайшнавизма. В вводной части «Вишну-сахасранамы», входящей составной частью в «Махабхарату», провозглашается: Вишну, вездесущий, великий Вишну, высший Вишну, великий Господь (Vishnum jishnum Mahavishnum Prabha Vishnun Maheswaram, «Шри Вишну-сахасранама стотра», текст 17). «Вишну-сахасранама» описывает его превосходные качества: великий разум (IAST: mahābuddhi), великое могущество (IAST: mahāvīrya), великая сила (IAST: mahāśakti), великая слава (IAST: mahādyuti) (имена с 173 по 176). Священные тексты описывают его как несравненного, не имеющего себе равных и совершенного Вишну, кто в своей божественный обители велик («Махавишну»)[1]. Вишну всегда пребывает на Вайкунтхе вместе с супругой Лакшми, в окружении спутников и преданных душ, исполненный любви и блаженства. С Вайкунтхи Вишну управляет Вселенной, защищая и храня души и их миры. При нисхождении с Вайкунтхи на Землю Вишну надевает телесные одежды и предстаёт под разными именами (аватара). С Вайкунтхи Вишну также нисходит в своё рукотворное изображение в храмовом святилище или на домашнем алтаре (арчаватара). Образ «Великого» Вишну на Вайкунтхе воспет поэтами альварами и описан в трудах вайшнавских учителей. Наиболее популярный из альваров, Наммальвар, говорил о нём «мой могучий Господь» и «Вишну, ослепительный свет, чьи стопы, руки и глаза подобны лотосам, чьё тело как темная блестящая гора, у кого раковина как ясная Луна, а чакра как Солнце» («Тируваймоли», стихи 2.7.4-5). Поэзия альваров и сочинения учителей разъясняют внешний облик Вишну, его спутников и любовные взаимоотношения с ним[2].

По своему желанию Вишну может принимать любой внешний вид или облик, в которых проявляется его божественная природа. Для него нет ограничений, ни в земном мире, ни в небесном. Как говорили провидцы о его всепроникновении, в огне он — тепло, а в цветах — аромат. Однако для каждого вайшнава самым близким является человеческий образ Вишну. В человеческом теле он спускается с небесной обители Вайкунтхи для восстановления гармонии и помощи страждущим. Через воплощения близких и преданных ему нитья-сури (свободных душ) он сохраняет мир. Вишну не может не принимать человеческое обличье. Ведь сверхъестественное неземное существо не будет восприниматься «своим». И милость Вишну как дар человечеству проявляется в том, что он обретает облик человека с двумя руками и ногами — самый понятный и родной образ для человека. Как провозглашает «Парама-самхита», человеческое обличье предназначено для всеобщего блага, без него невозможны ни почитание, ни медитация, ни молитва[3].