Вайкханаса


Вайкха́наса (IAST: Vaikhānasa) — реликтовая традиция вайшнавизма, имевшая распространение до Рамануджи в III—X веках и пришедшая в упадок после возникновения философии вишишта-адвайта. Вайкханаса представляет собой смешанную традицию, сочетающую как философию адвайта-веданта, так и ведические ритуалы. Последователи Вайкханаса полагают, что напрямую наследуют знание Вед[1]. В современном мире традиции придерживается одна из подкаст вайшнавских брахманов. Для неё характерна эндогамия, совместные обряды и наследственная профессия — приверженцы Вайкханаса занимаются исключительно храмовым служением и аюрведой. Сами последователи традиции называют себя «общиной Вайкханаса». Они представлены двумя тысячами брахманов, которые служат в вайшнавских храмах в Южной Индии, в основном в штатах Тамилнад, Андхра-Прадеш, Карнатака и в меньшей степени — в Керале и Ориссе[2].

В литературе в зависимости от контекста под «Вайкханаса» могут понимать ведических мудрецов (риши или муни), аскетов-отшельников (входящих в ашрам ванапрастха), последователей брахманической школы и членов современной общины храмовых священников[3].

Источниками информации о традиции являются её канонические писания, состоящие из сутр и самхит. Первые из них имеют отношение к ведической школе, которую представляла ранняя Вайкханаса, а вторые — к позднему храмовому сообществу брахманов. Дополнительную информацию о Вайкханаса можно извлечь из современных публикаций и антропологических исследований[4].

Основание традиции приписывается древнему ведическому мудрецу-аскету Вайкханасу (IAST: Vaikhānas). О времени жизни мудреца и его деятельности ничего не известно. Последователи аскета почитают его как одно из воплощений Вишну. По этой причине в иконографии его изображают как Вишну, с четырьмя руками и божественными символами — раковиной шанкхой и Сударшана-чакрой. У него белый цвет тела и облачение в виде золотых одежд. В одной из рук Вайкханаса держит посох. Мудрец восседает на шкуре антилопы в окружении своих учеников. В некоторых храмах его изваяние устанавливают справа от входа в храм Вишну[5]. В другой интерпретации аскета отождествляют с воплощением Брахмы, которого попросили породить мудреца, проповедующего правильные способы поклонения Вишну. Родоначальнику традиции приписывают авторство двух священных текстов: «Вайкханаса Кальпа-сутра» (IAST: Vaikhānasa Kalpasutra) и «Дайвика-сутра» (IAST: Daivikasutra). Считается, что у мудреца было четыре ученика: Маричи (IAST: Marīci), Атри (IAST: Atri), Бхригу (IAST: Bhṛgu) и Кашьяпа (IAST: Kāśyapa). Им он оставил свои знания, прежде всего, ритуалы поклонения[6].