Герловин, Валерий Маркович


Валерий Маркович Герловин (род. 26 мая 1945, Владивосток[1]) — российский художник-концептуалист. Вместе с женой Риммой Герловиной является одним из наиболее последовательных представителей московского концептуализма[2] (о совместном творчестве см. Герловины).

В 1967 году окончил Школу-студию МХАТ с дипломом художника-постановщика. Работал художником в цирке. С 1979 года вместе с женой живёт и работает в США.

В начале 1970-х годов создавал абстрактные живописные и графические работы в минималистичном ключе. Сюда можно отнести такие серии, как «Ландшафты» (1973, трехцветная серия, создающая иллюзию старинных карт), «Знаки» (1973, серия обыгрывала привычный всем код дорожных знаков), «Фигуры» (1974) и «Информация (1975)». Нумерологические мотивы этих серий, а также приёмы перфорации и тиснения получили дальнейшее развитие уже в нью-йоркский период творчества художника.

«Процесс производства графических серий был весьма неординарный: это были оригинальные монотипии, сделанные с помощью цветной копировальной бумаги, коллажные композиции которой отпечатывались под действием горячего пресса, варьирующейся температуры и различного по силе и форме давления. Мягкая цветовая гамма, свойственная этой технике, гармонично сочеталась с зернистым оттиском на ватманской бумаге, что слегка напоминало старинные гравюры на дереве. Линейные контуры фигур были нарисованы через копирку паяльником, а плоские цвета отпечатывались утюгом под разными скосами, наклонами и зигзагами. В какой-то степени это было фигурное катание утюгом. В целом эта техника была довольно разработана, в ней было много нюансов и всяких чудных изобретений, включая тиснение и перфорацию с помощью металлических трубочек»[3].

В 1974 году начал создавать объекты из металла, используя запчасти бытовой техники, части металлических предметов, например, почтовые ящики, и металлический конструктор. К этому периоду относятся «Яблоко», «Сад», «Да» и «Нет», «Я», «М» и «Ж», «Партийное собрание», «Леонардовский человек», «Ветка» (все 1975 года), «Муравей» и «Гусеница» (1976), «Мадонна с младенцем» (1977).