Герловина, Римма Анатольевна


Ри́мма Анато́льевна Герло́вина (род. 21 февраля 1951[1], Москва[2]) — российская художница-концептуалистка. Работает, главным образом, совместно с мужем Валерием Герловиным (о совместном творчестве см. Герловины).

На раннем этапе творческого пути Римма работала на стыке визуальности и поэтического искусства. Первыми её работами были визуальные повести «Сле» и «По ветру», созданные в 1973 году. Уже тогда они с Валерием составляли творческий тандем и совместно разрабатывали свои художественные идеи. Так, в ранней книге «Черепаха» (1973), имевшей форму этого животного, стихи Риммы соседствовали с иллюстрациями Валерия, выполненными в оригинальной печатной технике (монотипии, сделанные с помощью цветной копировальной бумаги).

«Пьесы для многоголосного чтения» (1974) представляли собой сброшюрованную книгу с раскладывающимися страницами разной длинны, сделанными из обойной бумаги. Эта книга предполагала одновременное чтение вслух разных партий, которые складывались в поэтический хор. К произведениям такого же типа (полифонические партитуры) относятся «Пение птицы для Иры» и «Размышление о сестре Ире» для трех и пяти голосов (1973—1974) и «Четыре прелюдии к рождению» (1974). Поэма «Четыре прелюдии к рождению» была выполнена на свитке и включала в себя пять поэтических партий на славянских языках: русском, болгарском, польском, чешском и сербском.

мастерила книги-стихотворения с бесконечными строками: книга раскрывается, как ширма, и через все страницы тянется строка нерасчлененных слов, слитых в одно нескончаемое слово. Есть у неё книга, в которой стихи записаны для одновременного произнесения несколькими читателями. Получается хоровое пение стихов[3].

Визуальные повести стали предшественниками кубиков, которые Римма с Валерием создавали на протяжении 70х-80х годов. Первая серия кубиков была сделана в 1974 году. Они представляли собой интерактивные концептуальные объекты в форме кубиков со стороной 8 см. Чаще всего полые кубики были сделаны из картона, обтянутого тканью, имели открывающуюся крышку (или несколько), содержали надписи снаружи и внутри, иногда в них вкладывались кубики поменьше или другие объекты. Художественный эффект достигался за счет игры с самой формой кубика и тех действий, которые можно было с ним проделать, причем важнейшую роль играли надписи, дающие указания или комментирующие действия зрителя.

Так, например, на кубике «Душа» надпись на крышке гласила «Душа. Не открывать, а то улетит!», а когда зритель открывал крышку, обнаруживал внутри надпись «Вот и улетела!». Из этого примера видно, что первоочередную роль в кубиках играла интерактивность, исследование их устройства.