Вариации на тему Гайдна


Вариации на тему Йозефа Гайдна си-бемоль мажор (нем. Variationen über ein Thema von Jos. Haydn, в англоязычной литературе также Вариации Святого Антония, англ. Saint Anthony Variations[2]) ― произведение, написанное Иоганнесом Брамсом в 1873 году. Существует в двух версиях: одна, наиболее популярная ― для оркестра (опус 56a), вторая ― для двух фортепиано (опус 56b)[3]. Примерная продолжительность звучания около 20 минут.

Тема, избранная Брамсом для Вариаций, имеет не вполне ясное происхождение. Считается, что в 1870 году музыковед Карл Фердинанд Поль, специалист по творчеству Йозефа Гайдна, показал Брамсу снятую им копию с рукописи, обнаруженной им в библиотеке в Циттау. Рукопись представляла собой пятичастный дивертисмент для духового ансамбля оригинального состава: два гобоя, три фагота, две валторны и серпент. Поль идентифицировал дивертисмент, входивший в цикл из шести духовых октетов слегка различающегося состава, как принадлежащий Гайдну; в самом деле, под именем Гайдна эти дивертисменты включены в каталог издательства Breitkopf & Härtel за 1782—1784 гг. Брамса особенно заинтересовала вторая часть дивертисмента, озаглавленная «Хорал Святого Антония»; он, в свою очередь, снял копию этой части с копии Поля и целиком использовал эту часть в качестве темы для своих вариаций, сохранив, в основном, и её инструментовку — но заменив серпент, который за прошедшие 90 лет окончательно вышел из употребления, контрафаготом. До середины XX века авторство Гайдна не вызывало особенных сомнений, и дивертисмент был включён в полный каталог произведений Гайдна, составленный Антони ван Хобокеном (1957). Однако другой видный исследователь Гайдна, Х. Ч. Роббинс Лэндон, на протяжении 1950-60-х гг. неоднократно печатно выступал с заявлениями о том, что Гайдн не мог написать обсуждаемый дивертисмент, совершенно не совпадающий с его музыкой стилистически; гипотеза Роббинса Лэндона об авторстве Игнаца Плейеля также не нашла серьёзных подтверждений. В настоящее время принято считать, что авторство дивертисмента, вероятнее всего, принадлежит кому-то из второстепенных композиторов из окружения Гайдна, а имя мастера было использовано при публикации для улучшения продаж[4]. Неясно также, означало ли использованное в дивертисменте название «Хорал Святого Антония», что этот мотив не сочинён автором самостоятельно, а заимствован из некоторого более раннего хорала и лишь обработан; сам Брамс тоже пребывал в недоумении по этому поводу и признавался, что не представляет, какое отношение данная музыкальная тема имеет к святому Антонию; в то же время биограф Брамса Макс Кальбек усматривал в развитии Вариаций некоторые соответствия истории Антония[5].