Василеостровская


«Василеостро́вская» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии между станциями «Приморская» и «Гостиный двор». Одна из двух станций, расположенных на Васильевском острове (вторая — один из выходов «Спортивной»; «Приморская» находится на острове Декабристов).

Станция открыта 3 ноября 1967 года в составе участка «Василеостровская» — «Площадь Александра Невского». В проекте станция носила названия «Средний проспект» и «Восьмая линия».

Павильон станции, вход в который приподнят на 11 ступенек над поверхностью земли, выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой и инженера В. И. Акатова. Располагается на Васильевском острове на углу Среднего проспекта и 7-й линии. Изначально стены, обращённые на эти улицы, имели сплошное остекление, однако в дальнейшем панорамные окна примерно на две трети были заложены кирпичом. Под козырьком вестибюля с целью предотвращения возможного повторения инцидента, произошедшего на станции «Сенная площадь», были установлены дополнительные опоры, которые демонтировали позже, чем на остальных станциях — во время реконструкции в 2015 году. В нишах здания имелись встроенные помещения телефонных будок, которые также были убраны в 2015 году.

В вестибюле верхний эскалаторный зал совмещён с кассовым, в этом пространстве используется закарнизное освещение. В часы пик, чтобы предотвратить давку в эскалаторном зале, закрывается бо́льшая часть входных дверей.

«Василеостровская» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ≈ 64 м). Станция начинает серию из шести станций типа «горизонтальный лифт», идущих подряд. По краям платформ установлены платформенные раздвижные двери. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. Я. Мачерета, А. И. Прибульского, Л. С. Чупиной и инженера В. И. Акатова. С 1967 по 2018 годы центральный зал станции был представлен пассажирам в укороченном виде: часть зала станции занимали служебные помещения, поэтому первые две двери в первом вагоне в сторону «Приморской» и последние две двери в последнем вагоне в сторону «Гостиного Двора» были закрыты и заблокированы (с 2009 по 2018 года эта особенность упоминалась в оповещениях автоинформатора в вагонах поездов). В феврале-апреле 2018 года были проведены работы по переносу торцевой решетки, по завершении которых, 11 апреля 2018 года, заблокированные двери стали доступны для входа и выхода пассажиров[4][5]. На торцевой стене изначально были установлены двое механических часов, которые через некоторое время были демонтированы. В 2018 году у «Петербургского метрополитена» были мысли по восстановлению этих часов, но в итоге от этой идеи отказались[6].