Васильев, Николай Васильевич (архитектор)


Николай Васильевич Васильев (26 ноября [8 декабря1875, Санкт-Петербург — 16 октября 1958, Нью-Йорк) — русский архитектор и художник.

Родился в Петербурге 26 ноября (8 декабря1875 года и был крещён 3 декабря в Исаакиевском соборе[1]. Его отец, крестьянин села Погорелки Угличского уезда Ярославской губернии, смог со временем перейти в купеческое сословие.

С 1887 года учился в Санкт-Петербургском коммерческом училище[2], из которого был выпущен в мае 1895 года. Затем служил в армии, после чего в 1896 году поступил в Петербургский институт гражданских инженеров[3]. Окончив институт в 1901 году с серебряной медалью «за лучшие архитектурные проекты», он поступил в Академию художеств[4], где учился в мастерской Л. Н. Бенуа; окончил Академию в 1904 году.

До революции жил и работал в Санкт-Петербурге. С 1906 года служил в канцелярии по учреждениям Императрицы Марии[5], одновременно занимаясь частной практикой. Основной сферой деятельности Николая Васильева была работа над конкурсными проектами, большей частью в компании бывших сокурсников — коллег архитекторов. В рамках этой деятельности Васильев брал на себя в основном решение художественных задач — оформление фасадов, предоставляя коллегам работу над планом. Отдельного внимания заслуживают выполненные Васильевым перспективы зданий, имеющие самостоятельное художественное значение. Наиболее успешным стал союз с Алексеем Бубырем, среди их совместных работ дом Бубыря на Стремянной улице и Немецкий театр в Ревеле (Таллин).

Конец десятилетия стал самым плодотворным периодом в карьере архитектора. Им были представлены проекты Соборной мечети (1-я и 2-я премии) в Санкт-Петербурге и купеческого банка в Харькове (2-я премия), доведённые впоследствии до строительства, велась активная проектная работа для Ревеля (Таллин). Творческим достижением Васильева стали проекты больших жилищных комплексов с оригинальным оформлением фасадов. Идеи, сформулированные в этих работах, были позднее реализованы при строительстве комплекса Бассейного кооператива.

Считается одним из лидеров направления «северный модерн», возникшего в Петербурге под влиянием архитектуры Финляндии. Получил высокую оценку своего творчества от известного финского архитектора Элиэля Сааринена. В 1910-е годы проекты Николая Васильева в стиле «неоклассицизм» не доходят до реализации. Более поздние значительные работы — жилой комплекс Бассейного товарищества собственных квартир («Бассейный кооператив») и здание торговых рядов на Литейном проспекте («Новый пассаж»).