Северный модерн


Се́верный моде́рн — стилевое течение в западноевропейском искусстве северных стран — Швеции, Финляндии, Норвегии, главным образом в архитектуре, оформлении интерьера и декоративно-прикладном искусстве периодa модерна[1]. Западноевропейский северный модерн относят к национально-романтическому направлению, поскольку в этом искусстве конструктивные новации сочетаются с национальными и фольклорными темами и мотивами[2].

Аналогичное стилевое течение развивалось в тот же период в архитектуре Санкт-Петербурга, однако специалисты не относят его к национальному романтизму, поскольку оно питалось внешними источниками, а место национально-романтического движения занимал «неорусский стиль»[3][4].

Среди главных центров искусства северного модерна выделяют Стокгольм, Ригу, Хельсинки и Санкт-Петербург. Северный модерн рассматривают также в качестве одного из этапов формирования Скандинавского дизайна.

В западноевропейских источниках используется название «национальный романтизм». Термин «северный модерн» появился в отечественной историографии в середине XX века. Его появлению в России способствовали усилившиеся в начале XX века культурные и экономические связи с Финляндией и Швецией, а также возросший интерес к русскому народному искусству, фольклору, деревянному и каменному зодчеству русского Севера.

В октябре 1897 года С. П. Дягилев при участии членов объединения Мир искусства (объединение) Мир искусства организует в залах музея Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица выставку произведений скандинавских художников. В экспозицию вошли отобранные в мастерских Скандинавии и Парижа произведения более семидесяти художников Швеции, Норвегии, Дании. Среди них — Андерс Цорн, Бруно Лильефорс, Карл Ларсон.

В январе 1898 года Сергей Павлович Дягилев организует «Выставку русских и финляндских художников», в которой наравне с Александром Бенуа и Михаилом Врубелем участвуют художники В. Бломстед, Аксели Галлен-Каллела и другие.