Дягилев, Сергей Павлович


Серге́й Па́влович Дя́гилев (19 [31] марта 1872, Селищи, Новгородская губерния, Российская империя — 19 августа 1929, остров Лидо у Венеции, Королевство Италия) — русский театральный и художественный деятель[5], меценат[6][7].

Один из основателей и главных идеологов (в паре с А. Н. Бенуа) общества «Мир искусства» и одноимённого журнала, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр. Сыграл одну из решающих ролей в популяризации русского искусства в Европе и мире на рубеже XIX—XX веков, «открыл» многих талантливых артистов балета, композиторов и художников.

Молодость Дягилева прошла в Санкт-Петербурге, где в период обучения в университете он увлёкся живописью и стал одним из создателей объединения «Мир искусства». Первым этапом в карьере Дягилева стала организация серии выставок актуальных европейских и российских художников, прошедших с большим успехом. Поступив на службу в Императорские театры, он был назначен редактором «Ежегодника императорских театров» и реформировал издание, превратив его в высококачественный художественный журнал с несколькими приложениями, качественными иллюстрациями и литературными статьями.

В 1906 году при помощи влиятельных покровителей он провёл первый Исторический русский концерт в Париже, представив французской публике русскую оперу, а в 1909-м — балет. Успех российских балетных постановок был таким ошеломительным, что способствовал волне моды «на всё русское», захватившей Европу в начале XX века. Гастроли антрепризы стали ежегодными, и постепенно стали охватывать не только Париж, но и Лондон и другие европейские города, а также США и Южную Америку. После революций 1917 года труппа прекратила контакт с Россией и продолжила работать под фамилией Дягилева до его смерти в 1929 году.

Дягилев обладал редкими организаторскими способностями, имел тонкий художественный вкус и особое чутьё, которое помогало ему из года в год находить новые имена и создавать «звёзд» из своих протеже. Многие художники и композиторы, а также целая плеяда танцоров были обязаны своей международной славой Дягилеву. При этом современники запомнили его как противоречивую фигуру, личность со сложным характером, часто нарушавшего личные договорённости и финансовые обязательства. К концу жизни Дягилев потерял интерес к балету, увлёкся букинистикой, собрал коллекцию редких изданий.