Ваххабизм


Ваххаби́зм (араб. الوهابية‎, аль-ваххабийя) — салафийское религиозно-политическое течение в исламе, основанное Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом ат-Тамими (последователем Ибн Таймии (1263—1328)[Комм. 1]) и сформировавшееся в XVIII веке. Религиозная сущность ваххабизма заключается в очищении ислама от влияний домусульманских, языческих форм верований, культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов[1].

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда ас-саляф ас-салих»), и протестовал против всех последующих новшеств (бида), считая их привнесённой извне ересью.

C точки зрения некоторых этнографов и религиоведов, ваххабизм — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей[2]. Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Османской империи[3].

В XVIII веке эмир города Эд-Диръия Мухаммад ибн Сауд ибн Мухаммад ибн Микрин аль-Мурайди принял идеологию движения в качестве государственной, в результате чего Дирийский эмират, бывший небольшим государством, за короткое время стал обладать почти всей территорией Аравийского полуострова. Преемником Дирийского эмирата является сегодняшняя Саудовская Аравия.

Школа получила название от имени основателя — Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ибн Сулеймана аль-Мушаррафи ат-Тамими (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي‎).

Сами представители данного движения не называют себя «ваххабитами», указывая, что являются салафитами, то есть приверженцами салафии (араб. سلفية‎ от араб. سلف‎ — «предки, предшественники»)[4][5]. При этом они считают своё движение исключительно религиозным, а не политическим[6].