Вейс, Айзик Гирш


Айзик Гирш Вейс (1815—1905) — моравско-австрийский историк еврейской богословской литературы и талмудической письменности[3][4]. Один из крупнейших представителей эпохи еврейских просветителей[4]. Автор пятитомного труда «Dor Dor we-Dorschaw» («Об истории еврейской традиции», 1871—1891).

Большую часть своей жизни провёл в Вене[3]. Свои исследования писал исключительно на еврейском языке, несмотря на то, что ему, как он сам заявлял, «несравненно легче было бы писать на немецком языке, чем на еврейском, на котором ему пришлось создать совершенно новые термины и обороты», чтобы быть в состоянии свободно излагать свои мысли. «Пусть мне поверят, — писал он, — что моя книга „Dor Dor we-Dorschaw“, на составление которой я потратил лучшие годы, я писал исключительно для русских и польских евреев»[4]. Пятитомник сыграл большую роль в умственном развитии русско-еврейской молодежи 1880-х годов, содействуя её освобождению из-под влияния религиозных идей и духа национальной обособленности[3].

Родился в Гросс-Межериче (Моравия, на границе Богемии) в 1815 году в зажиточной, родовитой семье[4]. Получил обычное религиозное воспитание. Совсем ещё ребенком он покинул родительский дом и стал скитаться по Моравии, Богемии и Венгрии, переходя из одного иешибота в другой, где изучал талмудическую письменность y ряда выдающихся раввинов (напр. Хаима Поллака, Исаака Перлеса и др.). Уже в молодости Вейс славился своими обширными талмудическими познаниями.[4]

В 1842 году стал главой иешибота в родном городе, занимая эту должность вплоть до последовавшего в 1845 году правительственного распоряжения ο закрытии всех моравских иешиботов[4].

Помимо талмудической и раввинской письменности, Вейс изучал новоеврейскую литературу и немецкий язык. Как большинство неофитов «хаскалы», он дебютировал в литературе стихотворениями (напечатаны в «Kochebe Izchak» Штерна), за которыми последовали ряд статей по литургии и несколько биографий выдающихся талмудистов (Рав и др.).

Переехав в 1858 г. в Вену, Вейс первое время состоял корректором в типографии Самарского, затем был приглашен (1864) известным проповедником A. Еллинеком на должность лектора талмудической письменности в основанной последним в Вене семинарии «Beth ha-Midrasch», где продолжал свою плодотворную преподавательскую деятельность до конца жизни[4].