Великая океанская дорога


Великая океанская дорога (англ. Great Ocean Road) — туристическая достопримечательность в австралийском штате Виктория[1].

Великая океанская дорога (официальное название — B100) длиной 243 километра[2] проходит вдоль тихоокеанского побережья штата Виктория. Начинается в городе Торкуэй (Torquay) — 38°20′15″ ю. ш. 144°19′00″ в. д.HGЯO, — заканчивается у города Аллансфорд (Allansford)[3] — 38°23′04″ ю. ш. 142°37′21″ в. д.HGЯO. В основном Дорога проходит по побережью, но также имеются изгибы вглубь материка, где она проходит через виноградники и дождевой лес[2]. Имеет две полосы для движения (по одной в каждом направлении), ограничение скорости — 80 км/ч. С 2005 года 45-километровый участок от Лорна до Аполло-Бэй раз в году используется для проведения марафона[4].

Постройка Великой океанской дороги началась 19 сентября 1919 года[5], сразу после возвращения с войны австралийских солдат[2]. Именно эти три тысячи человек[6] и занялись этим, работая пять с половиной дней в неделю, получая за работу 10 шиллингов и 6 пенсов за восемь часов, при этом питание стоило 10 шиллингов в неделю. Эта дорога задумывалась как воинский мемориал жертвам Первой мировой войны, и одновременно должна была связать отдалённые населённые пункты побережья, облегчить транспортировку пиломатериалов и привлечь туристов[7].

По расчётам, Дорога должна была строиться со скоростью 3 километра в месяц, при её строительстве практически не использовалась строительная техника, большинство работ выполнялось с помощью кирок, лопат, взрывчатки и тележек[7]. Несколько рабочих при проведении работ погибли, особо сложными были участки на обрывистых скальных участках[7]. Несмотря на это в лагерях строителей были пианино, граммофоны, свежие газеты и журналы. В 1924 году на рифы, находящиеся неподалёку от строящейся очереди дороги, сел пароход «Казино», перевозивший 500 бочек пива и 120 питьевого спирта. Рабочие-солдаты «спасли» груз, в результате чего работы незапланированно остановились на две недели.

Первый участок дороги был открыт 18 марта 1922 года[6], но вскоре снова закрылся для проведения дальнейших работ. Затраты на постройку компенсировались взиманием платы за проезд: 2 шиллинга с автомобиля, 10 шиллингов с повозок, ведомых более, чем двумя лошадьми[6]. После того как Дорога окупилась полностью, 2 октября 1936 года она была передана в дар государству, проезд по Дороге стал бесплатным[6].