Великий мост (Новгород)


Великий мост — общее название мостов через Волхов, существовавших в Новгороде с XII века до 1944 года.

Первой переправой на этом месте стал деревянный мост, впервые упомянутый в Новгородской первой летописи под 1133 годом в связи с ремонтом[1]. Он связывал Новгородский детинец и Ярославово Дворище. В то же время написано, что мост уже чинили, а значит его построили раньше[2]. Мост на деревянных свайных опорах, вдоль которого располагались различные лавки, являлся важнейшим публичным пространством Новгорода, местом торговли, общественных собраний и казней[3].

Новгородская первая летопись старшего извода сообщает, что в 1143 году от осенних дождей вода в Волхове и всюду поднялась очень высоко. Озеро Ильмень ночью стало замерзать, но ветер разметал льдины и вынес в Волхов, где ими разбило мост, а четыре городни вообще неизвестно куда унесло: «Въ сё же лѣто (6651) бяше велика въ Волхове, и хоромъ много сноси… Стояше вся осенина дъждева, от Госпожина дни до Корочюна, тепло, дъжгь; и бы вода велика вельми въ Волхове и всюде, сено и дръва разнесе; озеро морози въ нощь, и растьрза вѣтръ, и вънесе въ Волхово, и поломи мостъ, д (4) городнѣ отиноудь бе знатбе занесе. Въ то же лѣто оженися Святопълкъ Новгородѣ, приведе жену из Моравы, межи 13 Рожествомь и Крещениемь»[4].

Название «Великий мост» появляется в летописи под 1228 годом: «Той же осени бысть вода велика въ Вълхове: пойма около озера сена и по Волхову. Тъгда помьрзъшю озеру и стоявшю 3 дни, и въздре угь ветръ, изламавъ, вънесе все въ Вълхово, и въздре 9 городьнь великаго моста, и принесе къ Питбе подъ святыи Николу 8 городьнь въ ноць, а 9-ю рознесе, месяця декабря въ 8 день, на святого Патапия»[6].

О катастрофических последствиях наводнений для Великого моста говорится в летописях под 1338 годом: «Бысть вода велика в Волхове, яко же не бысть бывала николи же, …и снесе великого моста 10 городень», под 1406 годом: «Того же лета иде лед силенъ изъ озера, и вышибе изь великаго мосту городню», под 1421 годом: «бысть вода велика …и снесе Великыи мост», под 1436 годом: «выломи ледом ноць мержею у великого мосту 7 городень»[6].

На спиленные сваи нового моста были получены дендродаты: № 18 — 1780 год, № 3 — 1778 год, № 20 −1781 год, № 35 — 1782 год, № 10 — 1782 год. На часть свай датировку получить не удалось. Судя по тексту Книги записи контрактов, заключённых в 1782 году между казённой палатой и купечеством на постройку нового моста, а также чертежей ремонта моста в 1808 году, конструкция опор моста, построенного в 1780-х годах и ремонтировавшегося в 1807—1808 годах, была свайно-ряжевой. После ремонта в начале XIX века мост просуществовал на прежнем месте до начала 1830-х годов, после чего был сооружен новый деревянный мост на каменных опорах по линии существующего пешеходного моста[6]. Он прослужил вплоть до Великой Отечественной войны[7]. В 1944 году мост взорвали[8] отступавшие немецкие войска.