Великое национальное собрание Румынии


Великое национальное собрание (ВНС; рум. Marea Adunare Naţională, MAN) — законодательный орган Румынской Народной Республики (1948-1965) и Социалистической Республики Румынии (1965-1989). Распущено в декабре 1989 года после свержения коммунистического режима и заменено на двухпалатный парламент, состоящий из Палаты депутатов и Сената.

Великое национальное собрание избиралось каждые четыре года по одномандатным округам, один депутат представлял 60,000 граждан. Формально ВНС являлось высшим органом государственной власти с очень широкими полномочиями, но на практике не имело практически никакого влияния — фактическая власть в государстве находилось в руках Румынской коммунистической партии (РКП; до 1965 года — Румынская рабочая партия, РРП)[1].

ВНС имело право, среди прочего, вносить изменения в Конституцию, назначать и смещать Верховного главнокомандующего румынской армии. Решения ВНС принимались простым большинством голосов депутатов[1].

ВНС собиралось на регулярные сессии дважды в год; по требованию Государственного совета или не менее одной трети депутатов ВНС могла быть созвана внеочередная сессия. На каждой сессии избирался председатель ВНС и четыре его заместителя[1]. Согласно Конституции, ВНС являлось высшим органом государственной власти и все прочие органы госвласти были ему подотчётны. Формально его полномочия постоянно расширялись. Так, Конституция 1948 года[англ.] (статья 39) предоставила ВНС 8 видов полномочий;[2] Конституция 1952 года[англ.] (статья 24) — 10 видов;[3] Конституция 1965 года[англ.] (статья 43) — 24 вида[1].На практике, как уже отмечалась, реальная власть находилась в руках РКП.

Избиратели голосовали за единой список общественной организации, находившейся под контролем РКП. С 1947 по 1968 годы она была известна как Народно-демократический фронт, с 1968 по 1980 год — как Фронт социалистического единства, с 1980 по 1989 год — как Фронт демократии и социалистического единства. Другие списки кандидатов не были представлены на выборах, что давало РКП полный контроль над парламентом[4].

В период между сессиями ВНС часть её полномочий — такие как установление основных принципов законодательства и контроль за местными советами, передавалось постоянно действующему органу, образованному из её депутатов — Президиуму ВНС (1948-1961) и Государственному совету (1961-1989). Эти органы имели право издавать постановления, имевшие силу закона; эти постановления должны были быть утверждены ВНС на ближайшей сессии. В соответствии с принципами демократического централизма, такое утверждение было чистой формальностью, и решения Президиума ВНС и Госсовета де-факто имели силу закона. Во время чрезвычайного положения Президиум ВНС и Госсовет принимали полномочия ВНС по контролю бюджета и хозяйственного плана, назначению и увольнению министров и судей Верховного Суда, мобилизации Вооружённых сил и объявления войны.