Венет, Жан де


Жан де Вене́т или де Вене́тт (фр. Jean de Venette; 1307, Венетт — 1369[1][2] или 1370[3], Париж) — французский хронист и поэт; продолжатель хроники Гийома де Нанжи, один из летописцев событий начального периода Столетней войны во Франции. Настоящее имя — Жан Фийон (фр. Jean Fillon)[4].

Родился в деревне Венетт в Бовези близ Компьеня[5], в крестьянской семье[6]. Год его рождения может быть установлен с достаточной точностью, так как в прологе к своей хронике он сообщает, что во время страшного голода 1315 года ему было семь или восемь лет[3].

Ещё в юности он был пострижен в монахи Кармелитского ордена[7]. Проявленным в обучении прилежанием и личными способностями заслужил уважение и был избран в 1339 году приором Парижского монастыря кармелитов[фр.][4], располагавшегося в Латинском квартале на площади Мобер, а в 1342 году — провинциалом своего ордена во Франции[8]. Также преподавал теологию в Парижском университете и прославился как толкователь «Сентенций» Петра Ломбардского (фр. Sentences du P. Lombard), занимавших тогда умы богословов. Дважды, в 1354 и 1368 годах, посещал Реймс[7]. Вёл довольно разгульную жизнь и умер в 1369 году, оставив соотечественникам два примечательных сочинения: «Роман о трёх Мариях» и продолжение хроники Гийома де Нанжи[8].

Его «Второе продолжение хроники Гийома де Нанжи» (лат. Seconde Continuation de la Chronique de Guillaume de Nangis), работу над которым он начал около 1345 года, охватывает события 1340—1368 годов[9]. Написанное скверной латынью, оно издано было Люком д’Ашери в XI томе «Specilegium» и выгодно отличается от более ранних произведений такого рода, поскольку, вместо сухого перечня описываемых фактов, содержит элементы субъективной исторической критики. Будучи не только выходцем из народа, но и уроженцем Бовези, ставшего в 1358 году центром кровавой Жакерии, Венет оставался горячим защитником прав низших классов, бедственное положение которых представлял во всей его неприглядности.

В частности, роспуск дофином Карлом Генеральных штатов в 1356 году он считал источником всех бедствий страны, включая последующее Парижское восстание под предводительством Этьена Марселя и Жакерию (1358), и резко осуждал как виновницу всех смут развращённую знать[10]. Однако, его демократический идеал не заходил далеко. Барщину и все другие обязанности крестьян в отношении синьоров он считал священными и неприкосновенными. Он негодовал на знать только за то, что она не выполняла своих обязанностей в отношении крестьян, то есть вместо того, чтобы охранять от иноземного нашествия и оберегать их хозяйство, справедливо взимая установленную обычаем дань, беспощадными поборами разоряла их и доводила до нищеты.