Парижский университет в Средние века


Парижский университет (лат. Universitas Magistrorum et Scholarium Parisiensis) был одним из самых значительных и старейших университетов в Средние века. Образовавшись в середине XII века, он был официально признан французским королём Филиппом-Августом в 1200 году и папой Иннокентием III в 1215 году, и быстро приобрёл большую известность и уважение, особенно по части философского и богословского образования. Университет объединял все парижские колле́жи (коллегии) на левом берегу Сены и давал образование всем клеркам королевских служб (государственный совет, парламенты, трибуналы, счётные палаты, казначейство) и религиозных (проповедники, епископы, аббаты).

Долго не признавал чужих дипломов, или же связывал их признание с соблюдением некоторых формальностей, сокращённого экзамена, диспута и др. Существовали три академические степени: бакалавра, лиценциата и доктора или магистра.

Во Франции славились соборные (при соборе) училища Реймса, Лаона и Парижа (при соборе Парижской богоматери) и многие монастырские, например при монастыре св. Виктора и при аббатстве св. Женевьевы в Париже. Но Парижский университет вышел не из соборных и монастырских школ, а из многочисленных богословских и «артистических» школ, развившихся там вполне самостоятельно и считавших в числе своих учителей рыцарей схоластики, Гильома де Шампо и Абеляра.

Для преподавания требовалось только разрешение хозяина земли, на которой собиралась аудитория, иногда под открытым небом. В течение XII в. в Париже образовались два школьных района:

Во второй половине XII в. иностранные схолары[1] Болонской юридической школы и частные парижские магистры, подчинённые канцлеру собора Нотр-Дам, организуются в землячества (nationes), затем в корпорации (universitates), поглотившие в себя землячества, с выборными из среды схоларов ректорами во главе, и высвобождаются из-под опеки местных властей, делая её все более и более слабой, и создают особый тип учебного учреждения. Ядро корпорации Парижского университета составили не схолары, как в Болонье, а магистры (communitas magistrorum). Сплочению профессоров и студентов в корпорации содействовали многие причины; не случайно университеты образовались в Болонье и в Париже почти одновременно и независимо друг от друга. Огромное большинство студентов (схоларов) и профессоров (магистров) были пришлым людом и не пользовались правом гражданства, — а в тот век подобное положение равнялось почти полному бесправию. Было только два пути выйти из этого беззащитного состояния: сплотиться в корпорации и заручиться покровительством одной из универсальных властей — папы или императора. По средневековым понятиям только в корпорации, гильдии, цехе горожанин получал законное существование, а папская или императорская грамота давала ему защиту во всем христианском мире.

Магистры и студенты приходили и уходили когда угодно, открывали школы в других местах, выселялись иногда массами и наносили таким образом огромный нравственный и материальный ущерб своей прежней резиденции.