Духовное образование


Духо́вное образова́ние — профессиональная подготовка священнослужителей религиозных организаций, церковнослужителей, монахов, аскетов и специалистов-богословов, способных передавать богословские знания другим людям, а именно подготовка преподавателей богословских дисциплин в духовных учебных заведениях различного типа и уровня, миссионеров, катехизаторов, журналистов и т. п.

До XVII века духовное образование можно было получить преимущественно в монастырях, где имелись не только духовные школы, но и обширные библиотеки с переписчиками книг. Также существовали архиерейские, княжеские и приходские школы.

Теперь первые религиозные знания человек может получить от верующих родителей, других родственников, в церковных детских садиках, от православных нянь, врачей, соседей, друзей, знакомых, одноклассников, сотрудников, из прочитанных, просмотренных и услышанных религиозных статей, книг, журналов, газет, брошюр, реклам, радио-телепередач, сайтов интернета, при случайных посещениях православных храмов и монастырей.

Регулярное начальное церковное образование происходит при регулярных посещениях православных храмов, в воскресных школах для детей и для взрослых, молодёжных клубах, в кружках и спортивных секциях при храмах, на курсах огласительных бесед для желающих принять таинство Крещения, на общественных богослужениях, на пономарстве и пении в церковных хорах, на уроках учебного модуля «Основы православной культуры» (ОПК) комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в школах звонарей, на благотворительных акциях и крестных ходах, в паломничествах, при исполнении монастырских послушаний в качестве трудника (или трудницы) и послушника (или послушницы).

Среднее богословское образование предоставляют специальные духовные учебные заведения, такие как гимназии, духовные училища, колледжи, лицеи, регентские и иконописные школы, а также богословские, катехизаторские, педагогические и пастырские курсы[1] при высших учебных заведениях.

«Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви» и «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)», приняты Священным Синодом РПЦ 21 августа 2007 года[2] по докладам Председателя комиссии по подготовке концепции Духовного образования Русской православной церкви и анализу проводимых реформ духовных школ, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) и Председателя Учебного комитета Московского патриархата архиепископа Верейского Евгения (Решетникова). Благодаря этим документам началось реформирование российского духовного образования, нацеленное на его интеграцию в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня качества духовного образования России[3]. В соответствии с общемировым Болонским процессом, высшее духовное образование в РПЦ стало трёхуровневым[4]: