Верхний Лебяжий мост


Ве́рхний Лебя́жий мост (Ве́рхне-Лебя́жий) — автодорожный арочный мост через Лебяжью канавку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет острова 1-й Адмиралтейский и Летний Сад. Внешнее оформление моста сохранилось до настоящего времени в своем первоначальном виде[1]. Один из самых старых мостов Петербурга[2]. Объект культурного наследия России федерального значения.

Расположен по оси Дворцовой набережной, у истока Лебяжей канавки. Мост находится в сосредоточении исторических мест: непосредственно между Летним садом и Марсовым полем. Ниже по течению Лебяжьей канавки находится Нижний Лебяжий мост. Ближайшая станция метрополитена (900 м) — «Горьковская» (расположена на другом берегу Невы).

Название мосту дано по наименованию Лебяжьей канавки. В XIX веке существовало несколько вариантов наименований моста: Лебяжий мост (1821—1829), Лебяжий каменный мост (1836—1846), Верхне-Лебяжий мост (с 1849 года)[3].

Деревянный подъёмный мост на этом месте был построен в 1711—1715 годах, сразу после прорытия канала[1]. В 1754 году мост перестроили в дереве[4]. В 17671768 годах при возведении гранитных набережных Невы мост был перестроен в однопролётный каменный арочный. Строительными работами руководил мастер Т. И. Насонов[2], автором проекта предположительно был архитектор И. Л. Росси[5].

В 1840—1845 годах стала наблюдаться осадка свода и расстройство его кладки. В 1847 году был составлен проект капитального ремонта моста с заменой старого, параболического очертания свода новым кирпичным с циркульным очертанием и пятами свода, поднятыми на уровень реки на 1 м[1]. Но этот проект не был утвержден. В 1908 году инженер К. В. Ефимьев составил проект перекладки устоев и тротуаров, однако он не был осуществлен[5].

В 1927—1928 годах по проекту инженеров Б. Д. Васильева и Л. А. Крушельницкого каменный свод был заменён железобетонным без изменения архитектурного облика моста[6][7][8]. В 1934 году заново изолировано его пролётное строение[5][1].