Веселовский, Александр Николаевич


Алекса́ндр Никола́евич Весело́вский (4 [16] февраля 1838, Москва — 10 (23) октября 1906, Санкт-Петербург) — русский историк литературы, профессор (с 1872), заслуженный профессор (с 1895) Петербургского университета, ординарный академик Петербургской АН (с 1881). Тайный советник[1]. Брат литературоведа и академика Алексея Николаевича Веселовского.

Родился в Москве 4 (16) февраля 1838 года в семье военного педагога Николая Алексеевича Веселовского (1810—1885); мать — Августа Фёдоровна, урождённая Лисевич.

В 1854 году с золотой медалью окончил 2-ю Московскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Занимался главным образом под руководством профессоров Ф. И. Буслаева, О. М. Бодянского и П. Н. Кудрявцева[2]. По окончании курса (1859) около года служил гувернёром в семье русского посланника в Испании князя М. А. Голицына, побывал в Италии, Франции и Англии. В 1862 году был командирован за границу для приготовления к профессорскому званию: более года занимался в Берлине; в 1863 году изучал славистику в Праге[3]; в Чехию и, наконец, в Италию, где пробыл несколько лет и в 1869 году напечатал свой первый большой труд — «Il paradiso degli Alberti» («Райская вилла Альберти»)[4].

В 1870 году введение к этому роману Джованни Герарди[it] Веселовский перевёл на русский язык и представил его исследование на соискание степени магистра в Московский университет («Вилла Альберти», новые материалы для характеристики литературного и общественного перелома в итальянской жизни XIV — XV вв., Москва, 1870). Предисловие к изданию текста, впервые разысканного Веселовским, исследование об авторе этого романа и его отношений к современным литературным течениям были признаны авторитетными учёными (Феликс Либрехт, Гаспари, Кёртинг и др.), во многих отношениях образцовыми (итальянское издание Веселовского используется на Западе вплоть до наших дней). Веселовский указал на особое значение, которое он придаёт изучению подобных памятников в связи с вопросом о так называемых переходных периодах в истории, и высказал ещё в 1870 году («Московские университетские известия», № 4) свой общий взгляд на значение итальянского Возрождения — взгляд, который поддерживался им и впоследствии в статье «Противоречия итальянского Возрождения» («Журнал Министерства народного просвещения», 1888), но в более глубокой и вдумчивой формулировке.