Ветте


Ве́тте или Вэттэ (др.-сканд. Vættr, нем. Wicht) — в германо-скандинавской мифологии дух природы[1][2]. В широком смысле к ве́ттирам (др.-сканд. vættir — множественное число от ветте) относятся все сверхъестественные существа: асы, ваны, альвы и турсы[3]. Одной из разновидностей вэттэ (веттиров, др.-сканд. Vættir) являются ландветтиры — духи-хранители местности или целой страны[4][2][5].

Vættr означает «существо, сверхъестественное существо, дух»[6]. Аналогичные переводы встречаются и в других современных языках (англ. being, spirit[3][7] или нем. Wesen, Geist[8]).

В «Старшей Эдде» выражения ветте, веттир употребляются, скорее, в общем смысле «существо»[10]: так в «Речах Сигрдривы» говорится о конунге Агнаре, которого никакое существо (vætr[11]) не хотело взять под свою защиту; в «Плаче Оддрун» богини Фригг и Фрейя именуются добрыми существами (hollar véttir[12]); а в «Перебранке Локи» Тор называет Локи мерзким существом (rög vættr[13]). В «Вороновом Заклинании Одина» говорится о неких «Сущих» (vættar[14]), бросавшихся рунами[10].

Духи-хранители ландветтиры (особая подкатегория веттиров) упоминаются в «Книге о заселении Исландии», «Саге об Олаве сыне Трюггви» и других произведениях средневековых скальдов.

Веттиры описывались как невидимые для людей, но очень красивые существа, носящие серые одежды и способные превращаться в животных (предпочтительно в лягушек) и насылать несчастные случаи и болезни или вызывать падёж скота[3]. После принятия христианства среди населения стали распространяться легенды, что уменьшившиеся в размерах веттиры начали похищать некрещённых младенцев и оставлять в колыбелях подменышей (или сами ложились на место ребёнка)[3]. Католическая церковь признала всех веттиров злыми демоническими существами, которых изгоняли посредством песнопений, молитв или святой воды[7]. Однако, вера в ветте по-прежнему распространена на территории нынешних Норвегии, Швеции, Дании, а также на Фарерских островах[10], а поздний скандинавский фольклор объединил их со «скрытыми людьми» и никсами[7].

Аналогичная вера в духов существовала у германских народов, по представлениям которых вихты обитали повсеместно: в домах, во дворах, но особенно под землёй, камнями и скалами[15].