Вивье, Клод


Клод Вивье (фр. Claude Vivier; 14 апреля 1948, Монреаль — 7 марта 1983, Париж) — канадский композитор.

Родители остались неизвестными, в 2 года был усыновлен небогатой франкоканадской семьей. Долгое время считался глухонемым, заговорил только шестилетним. Пережил мистический опыт, с 13 лет готовил себя к священническому сану, жил в пансионах католического братства маристов, где увлекся музыкой, начал играть на органе и немного сочинять. В 16 лет был исключен из семинарии за гомосексуальность. Поступил в Квебекскую консерваторию в Монреале, где среди других преподавателей учился композиции у Жиля Трамбле (19651970). По стипендии уехал изучать электроакустическую музыку в Кёльн, где занимался у Штокхаузена (19701974) и познакомился с Кевином Волансом, также учился в Нидерландах (Утрехт) и во Франции у Поля Мефано (Париж). В 1976 предпринял путешествие на Дальний Восток (Япония, Таиланд, Ява, Бали, Иран), оказавшее воздействие на его творчество. Испытал влияние спектральной музыки (Мюрай, Гризе). В 1982 по стипендии вновь приехал в Париж, где собирался работать над оперой о смерти Чайковского.

Был зверски убит у себя дома 45 ударами ножа, нанесёнными 19-летним проститутом, с которым он познакомился несколькими часами раньше в гей-баре. Тело обнаружили только 12 марта, виновный был осужден и понес наказание. На столе осталась незаконченная рукопись хорового сочинения Вивье «Glaubst du an die Unsterblichkeit der Seele?» («Веришь ли ты в бессмертие души?»), в нём описывалась гибель автора в парижском метро от руки незнакомого юноши в чёрном, ударившего его ножом прямо в сердце[3].

За 15 лет с 1968 по 1983 написал 49 сочинений, среди которых преобладают вокальные и инструментальные пьесы. Оставил также оперу Коперник: Ритуал смерти (1979, премьера — 1980 в Монреале). Музыку Вивье сближают с движением новой простоты. Его мелодический дар и фантастическое звуковое воображение, несмотря на все эстетические и идеологические расхождения, высоко оценил Дьёрдь Лигети ([1] Архивная копия от 8 августа 2014 на Wayback Machine), отметив влияние на Вивье церковной псалмодии и григорианского пения, индийской музыки, Скрябина, Мессиана и Стравинского. Высокие оценки музыке Вивье дали также Маурисио Кагель, Кент Нагано и др.

В 1983 в Монреале создано Общество друзей Клода Вивье. В двухтысячные годы его сочинения все более активно исполняются в Европе и США. C 2006 Монреальский симфонический оркестр раз в два года присуждает национальную премию имени Клода Вивье. Права на издание сочинений Вивье принадлежат британскому издательству Boosey & Hawkes[англ.].