Византийские эмали


Византийские эмали — произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в Византийской империи в технике перегородчатой и выемчатой эмали. Изделия, созданные в Византии в данной технике, поражают удивительной тонкостью работы и чистотой оттенков смальты[1]. Для византийцев перегородчатая эмаль имела особую ценность не только из-за золота самого изделия, но по причине того, что «смальта и металл прежде чем стать изображением, должны были пройти очистительное действие огня»[2]. Изделия, выполненные в такой технике, вызывали восхищение и зависть у правителей соседних с Византией стран[2] и являлись драгоценными подарками для них от византийских императоров (например, корона Мономаха и корона святого Иштвана)[3].

Перегородчатая эмаль в Византии известна с VI века. Византийские историки описывают престол собора Святой Софии (VI век), указывая на его орнаменты в технике эмали[4]. Также и многие двери собора были эмалированы. Расцветом искусства византийской эмали стал XI век[5] (например, Пала д'Оро, корона Мономаха). Изделия этого периода отличает наиболее тонкий слой эмали, чистота и прозрачность красок, а также особая шлифовка, которая придаёт блеск поверхности[6].

Техника эмали нашла в Византии себе обширное применение при изготовлении не только драгоценной церковной утвари — потиров, других священных сосудов, дарохранительниц, ковчежцев для мощей, окладов на богослужебные книги, небольших икон, крестов и прочего[1], — но и различных ювелирных изделий светского характера (известно о столовой посуде императора Юстиниана с эмалевыми изображениями его побед[4]). В Византии эмали употреблялись почти исключительно для украшения золотых вещей.

Из Византии искусство эмали распространилось, с одной стороны, в Грузию и Русь домонгольского периода, а с другой — в Западную Европу, где, начиная с XI века, это мастерство процветало особенно на Рейне (в Кёльне, Трире и других местах) и во Франции, в Лиможе[1]. При этом на западе ювелиры отдали предпочтение более простой технологии выемчатой эмали. К периоду заката Византийской империи (XIV—XV века) эмали уже не отличались прозрачными и яркими красками[7].