Византийско-османские войны


Византийско-османские войны сыграли ключевую роль в истории средневековых Балкан. Они длились почти без перерыва свыше полутора веков, с 1299 по 1461 годы[1]. Условно разделялись на два периода. Во время первого периода (1299—1354) византийцы часто вступали в союзнические отношения с турками-османами в борьбе против славянских государств, итальянцев и франков. Последнее, впрочем, не мешало османам постепенно брать под свой контроль византийские города в Малой Азии, при том что реальной помощи Византии на Балканах они в этот период не оказали. В 1326 году столицей османов стала захваченная Бурса. К 1350-м годам некогда обширная Византийская империя превратилась в государство-обрубок, а в прямом подчинении столицы осталась лишь обезлюдевшая и полуразграбленная Фракия (историческая область) и несколько островов в Мраморном море. Фракийское землетрясение 1354 года помогло османам без сопротивления захватить крепость во Фракии Галлиполи. После этого они перешли к открытой аннексии оставшихся византийских земель. Их кульминацией стало падение Константинополя 29 мая 1453 года, хотя Морейский деспотат был покорён в 1460 году, а Трапезундская империя — в 1461 году. Учитывая то, что османы, как и сельджуки, имели тюркское происхождение, византийско-османские войны фактически стали завершающим этапом византийско-сельджукскиx войн.

Византийско-тюркские отношения всегда отличались своеобразием. В политических кругах поздней Византии появилось весьма заметное протюркское лобби. После варварского разграбления Константинополя западными рыцарями-крестоносцами в 1204 году, католики с их постоянным стремлением навязать церковную унию сверху вызывали ненависть простого народа. На начальном этапе завоевания Малой Азии тюркские племена, конечно же, ставили мусульман в привилегированное положение и, несомненно, поощряли исламизацию, но к православным, католикам и иудеям, желающим сохранить свою религию, отношение было скорее безразличным, при условии что они платили налог «неверных» — джизья. В этих обстоятельствах, будучи поставленными перед выбором, греки часто предпочитали османскую власть бескомпромиссности венецианцев или французов, требовавших от православных перехода в католицизм.

Кроме того, для поддержания развитой бюрократической системы империи греческие правители поздней эпохи были вынуждены постоянно повышать налоговые сборы с оставшихся в их подчинении крестьян, при том что территория империи постоянно сокращалась. Напротив, на начальном этапе тюркских завоеваний, в пределах молодых анатолийских бейликов, налоговое бремя на перешедших в их подданство крестьян было совсем невелико, так как их бюрократия была минимальной, а территории бейликов расширялись в значительной степени благодаря вкладу добровольцев-гази, дервишей и общего массового притока кочевых и полукочевых народов из Азии.